Француз ставший – русским богатырем



«Рено русский» — предтеча российских танков

Танк «Рено-русский» со смешанным вооружением на манёврах. 1920-е годы. (Wikipedia.org)
Танк «Рено-русский» со смешанным вооружением на манёврах. 1920-е годы. (Wikipedia.org)

Пролог

СССР стал великой танковой державой XX века не на пустом месте. Ещё до революции мы создавали бронепоезда, не уступавшие разработкам наших соперников и союзников, и производили их весьма массово по меркам начала XX века и I-ой мировой. Мы в Российской Империи оснащали свою армию бронеавтомобилями, которые, порой, превосходили разработки заграничных стран. Шасси, к сожалению, у них были преимущественно зарубежного производства, по причине слабости довоенной автомобильной промышленности Российской Империи, ориентированной, до начала I-ой Мировой на выпуск легковых автомобилей для заказчиков из числа элиты. Мне это напоминает, чем-то, времена СССР, начиная со времени Л.И. Брежнева. Сильное и крепкое производство армейской продукции и весьма слабое производство товаров «народного потребления», включая промышленных. Однако, затянувшиеся, вопреки, довоенным ожиданиям все враждующих сторон, Первая Мировая Война, потребовала наращивания собственных Российских мощностей по производству утилитарных автомобилей, в том, числе ради шасси для бронеавтомобилей. На новое сухопутное вооружение – танки русская армия обратила внимание еще до их первого применения на Западном Фронте нашими союзниками по Антанте в сентябре 1916 года.

Уже осенью 2016 года Председатель комиссии по броневым автомобилям получил письмо с заявлением от 10 августа 2016 года от Акционерного общества «Русское Рено» с проектом «бронированного трактора». Данный проект, скорей всего, представлял собой эскиз, созданный полковником Армии Франции Этьеном для производства на фабрике «Рено». Это не был готовый проект боевой машины и поэтому от его реализации отказались. Были проекты отечественных инженеров и изобретателей. «Танк Пороховщикова» и «Танк Лебединского» воплотили в металле, но по сути это были лишь экспериментальные и дорогостоящие машины, без каких либо возможностей для их практического военного или другого реального применения. В итоге командования Российской Императорской Армии приняло решение о закупке танков во Франции.

Легкий танк Renault FT17 Армии Швейцарии. (Wikipedia.org)
Легкий танк Renault FT17 Армии Швейцарии. (Wikipedia.org)

Но заказанные  390 единиц лёгких танков «Рено» FT-17 не поступили в Российскую Армию, ввиду неурядиц связанными с революциями в России и связанных с ними событий.

Приход танка в Россию

Похоже, «Рено» FT-17 очень хотел к нам, в Россию. И в гражданскую он у нас появился. 12 декабря Французская армия перебросила танки данной модели в ходе интервенции против Советской России в Одессу. Первый их бой на нашей земле был 18 марта 1919 года под станцией Березовкой близ Одессы. Исход его оказался для французов и их союзников неприятен — они были разбиты босоногими и беспатронными «красными». В числе наших трофеев оказались 4 танка «Рено» FT-17, в том числе два исправных. Невиданную доселе в наших краях технику отправили на изучение и освоение в Харьков, за исключением экземпляра, ставшим подарком Товарищу В.И. Ленину и получившего имя собственное «Борец за свободу Товарищ Ленин». Подаренный боевой танк прибыл в Москву и принял участие в Первомайском Параде на Красной площади 1919 года. Для его доукомплектования незадолго до парада ещё один трофейный танк был так же переброшен в Москву. Оставшиеся на Украине и прибывшие в Москву танки были утеряны в том же году в ходе Гражданской войны. Но советское руководство нашей страны оценило перспективы новомодного оружия. 10 августа 1919 года было принято решение о производстве нелицензионной копии «Рено» FT-17 в Красной России. Выпуск был поручен судостроительному и паровозостроительному предприятию «Красное Сормово» (до национализации «Сормово») в Нижнем Новгороде. Также был привлечены завод АМО в Москве, Путиловский и Ижорские заводы в Петрограде (Ныне Санкт Петербург) . Для образца был прислан неходовой экземпляр FT-17, так и стоявший с весны 1919 года в кремлевском гараже. Требовалось создать чертежи за счёт обмера данного образца. Обратный реинжиниринг в данном случае был затруднён некомплектностью и неисправностью «эталонного» образца. Мотор было решено взять от грузовика «Фиат-15», технологию на производство которого мы успели до революции получить из Италии. Удалось получить помощь и от переехавших жить в «Советскую Россию» по своим политическим убеждениям двух французских инженеров фирмы «Рено», сумевших передать нам чертежи на FT-17. Так же использовали как образец агрегатов автомобили «Рено».

31 августа 1920 года был выпущен первый образец танка российского производства.

С августа 1920 года по весну 1921 было выпущено 15 ходовых экземпляров Танка «КС» («Красное Сормово») они же «Русский Рено», были и другие обозначение данной модели. Каждый экземпляр из выпущенных танков получил своё собственное имя. Среди имён были не только связанные с великим для революционеров людьми и событиями, но и «Илья Муромец».

Бойцы автобронеотряда на политинформации возле танка «Рено-Русский». (Wikipedia.org)
Бойцы автобронеотряда на политинформации возле танка «Рено-Русский». (Wikipedia.org)

Есть нечто символичное в том, что нашу танковую славу, в значительной мере, обеспечило в будущем массовое внедрение на танках дизельных моторов. Ведь исполнителем конечной сборки «Рено русского» был цех по производство корабельных дизелей «Красного Сормово», в которых мы были ещё революции «впереди планеты всей», благодаря именно верфи «Сормово».

Танк «КС» состоял на вооружение до 1929 года.

Техническое описание

За вычетом мотора и соответственно конструкции корпуса в районе силового отделения, конструкция легкого танка «КС» повторяла свой французский прототип. Выбор прототипа был удачным: FT-17 был первым танком в мире, выполненный по «классической компоновке». Его лицензионные и не лицензионные копии выпускали и в других странах, включая США, Англии и Италию. Он относился к легким танкам сопровождения пехоты. Как и подобает танку «классической» компоновки имел одну башню, с расположением отделения управления в передней части корпуса и моторно-трансмиссионного в кормовой части. Экипаж был два человека. Командир – он же стрелок и заряжающий находился в боевом отделении. Механик-водитель находился в отделение управления. Броня была противопульная, установленная на заклёпках. Приборами наблюдения были смотровые щели у обоих членов экипажа.

Вооружение состояло из 37-мм орудия и 8 мм. пулемёта. Вслед за Францией мы отказались от производства отдельных пулеметных и артиллерийских вариантов этого танка. Но в отличие от Франции мы совместили и пушку с пулемётом в одной башне, создав первый в мире однобашенный танк с пушечно-пулемётным вооружением. Штатные орудие и пулемёт были аналогичны моделям, установленных на его французских аналогах. Фактически часто орудие у нас ставили иных типов, но того же калибра.

Ходовая часть была полным аналогом ходовой FT-17. По каждому борту была установлен движитель из металлической гусеницы, девяти сдвоенных поддерживающих катков (на четырёх тележках), шести поддерживающих, одного направляющего колеса и одного ведущего колёса. Движитель имел «полужесткую» подвеску без амортизаторов и механизм автоматического натяжения гусеницы.

Силовая установка была главным отличием советской версии от оригинала. Вместо положенного в базовой конструкции мотора Renault- 18CV, был установлен близкий ему по параметрам мотор от итальянского грузовика FIAT 15 Ter, выпуск которого по «отверточной» технологии был налажен в 1917-1919 года в Москве на заводе «Автомобильное Московское Общество (АМО) и на который имелась полная документация для налаживания в будущем полного цикла его сборки и производства. Мотор немного доработали для установки в силовое отделение танка, но он был немного больше по горизонтальным габаритам. Поэтому кормовая часть корпуса, имела отличия, в том числе, внешние, от FT-17. «Хвост» в кормовой части для улучшения преодоления рвов и окопов был сохранён и на советском аналоге.

Мотор имел мощность 33,5 л. с., объем 4396 см3, 4 рядных цилиндра, расположенных вертикально, водяное охлаждение, нижнее расположение клапанов, систему питания с топливным насосом, систему смазки под давлением, зажигание от магнето, с запуском с места водителя или снаружи с помощи наружной пусковой рукоятки.

Впоследствии вариант мотора для FIAT 15 Ter ставился на его советский вариант АМО Ф-15.

Трансмиссия была аналогична иностранному прототипу. В себя она включала: конический главный фрикцион сухого трения, 4-ступенчатой коробки перемены передач (КПП), бортовых фрикционов с ленточными тормозами (механизмов поворота) и 2-ступенчатых бортовых передач. Трансмиссия обеспечивала разворот на месте.

Характеристики

Годы выпуска: 1920-1921;

Масса: 7т;

Длина: 4100 мм (4960 мм с «хвостом»);

Ширина: 1750 мм;

Высота: 2250мм;

Экипаж: 2 человека;

Вооружение: 1 37-мм пушка Гочкиса СА-18, боекомплект 250 снарядов, 1 8-мм пулемёт Гочкиса обр. 1914 года, боекомплект 2016 патронов;

Бронирование: башня 22 мм, лобовая проекция корпуса 16 мм, боковые и задняя проекция корпуса 16-13 мм;

Силовая установка: бензиновый четырёхтактный мотор мощностью 33, 5 л.с. Удельная мощность 4,5 лс/т;

Максимальная скорость: 8,5 км/ч;

Запас хода: 60 км;

Преодолеваемый подъём: 38 град;

Преодолеваемая стенка: 0,6 м;

Преодолеваемый ров: 1,35 м. (1,8 м с «хвостом»);

Преодолеваемый брод глубина: 0,7 м;

Заключение

Выпуск «КС» ограничился 15 ходовыми экземплярами, но с учетом опыта их разработки и производства, впоследствии, был разработан и запущен в крупносерийное производство легкий танк «МС-1», созданный на базе «КС» и «Фиат-3000». Последний был улучшенной версией «Reno» FT-17. Поэтому «КС» один, без сомнения, сыграл роль как кузница кадров для производства такой техники, так как и учебной, по сути, машины для будущих «красных командиров» первых бронетанковых частей РККА.

Болдырев Фёдор 2019 ©

Первая публикация была в блоге: «Техника и жизнь»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *