Ту-91 «Бычок» — Взлетевший не в свое время



Ту-91
Ту-91

 

 

 

 

 

 

В начале 50 гг. XX века советский военный флот возглавлял адмирал Николай Герасимович Кузнецов. С его подачи началось проектирование авианосцев и самолётов для них. В числе них, в 1952 году был будущий Ту-91. В 1953 году, однако, проекты авианосцев закрыли, но не закрыли проектирование Ту-91. Он стал проектироваться как штурмовик и бомбардировщик-торпедоносец сухопутного базирования. Его особенностью был турбовинтовой двигатель. Вдобавок, расположенный, как и двигатель «Аэрокобры», за кабиной пилотов.Для обеспечения данной компоновочной схемы с тянущим винтом были применены очень интересные и оригинальные инженерный решения в конструкции. В частности, они позволяли избежать передачи крутящего момента от вала привода винта на конструкцию самолёта. В проектирование принял участие П.О. Сухой с его опытом создания сухопутных поршневых штурмовиков(подробнее об этом тут). Сейчас турбовинтовой двигатель применяется на весьма удачном легком штурмовике «Супер Тукано» производства Бразилии(подробнее о нем тут).

В 1954 году он взлетел. За характерный внешний вид самолёт был быстро прозван «Бычком». Но у власти в 1953 уселся Никита Хрущев с весьма специфичным характером и весьма специфичными взглядами на армию и авиацию с флотом.

Ту-91
Ту-91

Есть очень похожая на правду легенда о закрытие проекта. В 1955 году «Офицер, ответственный за демонстрацию Ту-91, оговорился и произнес фразу о том, что новый самолет заменяет тяжелый крейсер, вместо того, чтобы сказать: «залп неуправляемых авиационных ракет данного самолета эквивалентен бортовому залпу тяжелого крейсера». В итоге, ненавидевший любое упоминание о любимых Сталиным тяжелых артиллерийских кораблях, Н.Хрущев распорядился закрыть проект. Тем более, что он был дозвуковой и с винтом, что усилило гнев тогдашнего руководителя КПСС,  с его весьма поверхностными знаниями в науке и технике и привычкой лезть в чем он не разбирался.

Окончательно программа была закрыта в 1956 году. Единственный экземпляр самолёта был уничтожен с помощью бульдозера.

Ту-91
Ту-91

Тактико-технические характеристики ТУ-91:

Размах крыла, м — 16.40

Длина самолета, м — 17.70

Высота самолета, м — 5.06

Площадь крыла, м2 — 47.48

Взлетная масса, кг

нормальная взлетная — 12850

максимальная взлетная — 14400

Тип двигателя — 1 ТВД ТВ-2М

Мощность, л.с. 1 х 7650

Максимальная скорость, км/ч — 800

Практическая дальность, м — 2190-2350

Практический потолок, м — 11000

Экипаж, чел- 2

Защита – бронеобшивка толщиной от 8 до 16 мм.

Вооружение:

три пушки ТКБ-495А (АМ-23) — две пушки для стрельбы вперед в консолях крыла, боезапас — 200 снарядов на ствол, и одна пушка в кормовой дистанционной установке с боезапасом 300 снарядов,

Бомбовая нагрузка 1050-1500 кг — бомбы, торпеды, мины в габаритах 1500 кг бомбы, а также НУРС.

Использованные источники: http://www.airwar.ru/enc/bomber/tu91.html,

Болдырев Федор 2019-2022©

Первая публикация была в блоге: «Техника и жизнь».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *