Самый массовый танк в истории: Т-54/55



Т-54 армии Вьетнама первым протаранивший ворота президентского дворца в Сайгоне. (Wikipedia.org)
Т-54 армии Вьетнама первым протаранивший ворота президентского дворца в Сайгоне. (Wikipedia.org)

Введение

В 2021 году  американское издание «The National Interest» выпустило статью[1] , в которой пишет об отечественных танках семейства Т-54/55 как о самых массовых в истории развития мировой бронетанковой техники. По подсчетам издания было выпущено 100000 единиц Т-54/55. Тут надо заметить, что удельный вес любых моделей танков издание считало с их клонами в других странах и Т-54/55 не стал исключением. Особенно их много выпустили в КНР. Что же, танк действительно красивый, интересный и этапный. И когда-то был грозой своих противников в бою. Да и сейчас ему порой приходится активно воевать.

История создания и боевой путь

История его создания началась еще в годы Великой Отечественной Войны. Еще до ее начала начали думать о сменщике Т-34. Но в череде битв и сражений было не до смены «коней на переправе». Ограничивались модернизацией Т-34. Самая серьезная была в 1944 году, когда Т-34 в числе прочего получил пушку калибра 85 мм. Но и ее сочли маломощной и пытались поставить на Т-34 новую пушку калибра 100мм. Но шасси Т-34 не позволяло уверенно вести огонь из такого орудия. Нужен был новый танк.

Т-44 (Наталья Болдырева специально для "Техники и жизни" 2019©
Т-44 (Наталья Болдырева специально для «Техники и жизни» 2019©

К 1945 году у нас уже был такой – Т-44. Он не принял участия в боях, но уже был на конвейере в мае 1945 года. У него по-прежнему была 85 мм пушка, но несколько иная компоновка танка в целом, и в частности другое расположение башни по центру корпуса, которая позволяла в случае необходимости разместить более мощное вооружение. Способствовало этому и обновленное  шасси с торсионной подвеской. Хотя были попытки разместить 100мм орудие на Т-44, но все-таки стали делать новый танк как развитие Т-44. Он должен был получить кроме 100мм пушки и новую башню с лучшей броневой защитой. Первоначально его индекс был Т-44Б. Т-54 он стал уже в ходе разработки. Первый экземпляр изготовили в февраля 1945 года и тогда же начали его испытания. Приняли на вооружение новую боевую машину в 1946 году и в 1947 году начали его выпуск.

Т-54-1 - первый вариант Т-54 (Wikipedia.org)
Т-54-1 — первый вариант Т-54 (Wikipedia.org)

Поначалу машина была сырой. В ее конструкцию было внесено множество доработок.

Т-54-2. Версия 1949 года. Башня уже была привычной нашему глазу формы в целом, но еще с обратным заманом. (Wikipedia.org)
Т-54-2. Версия 1949 года. Башня уже была привычной нашему глазу формы в целом, но еще с обратным заманом. (Wikipedia.org)

Отработали надежность только в 1951 году на модификации Т-54-3. Тогда же танк приобрел окончательную форму башни, ставшей визитной карточной отечественных танков на долгие годы.

Т-54Б - последняя официальная версия Т-54. Имел классическую форму башни и стабилизатор вооружения в двух плоскостях. (https://www.vitalykuzmin.net/)
Т-54Б — последняя официальная версия Т-54. Имел классическую форму башни и стабилизатор вооружения в двух плоскостях. (https://www.vitalykuzmin.net/)

Он стал последней разработкой Александра Александровича Морозова в Нижнем Тагиле. Далее танк модернизировали в Нижнем Тагиле уже под руководством Леонида Николаевича Карцева. Танк с начала 50гг. стал поставляться нашим союзникам. Его лицензию на производство передали в Чехословакию, Польшу и в коммунистический Китай. Причем в КНР Т-54А передали в упрощенном виде и по конструкции, и по технологии его производства.

Т-54А - он уже имел стабилизатор пушки в вертикальной плоскости. (Wikipedia.org)
Т-54А — он уже имел стабилизатор пушки в вертикальной плоскости. (Wikipedia.org)

Дабы, что бы танк не только уступал нашему оригиналу по боевой мощи, но и его невозможно был производить в количества сопоставимых с советскими. В КНР он получил обозначение «59» и выпускался с 1958 по 1987 годы(подробнее об этом тут).

"59IIA" -одна из поздних версий 59. (Wikipedia.org)
«59IIA» -одна из поздних версий 59. (Wikipedia.org)

До сих пор «59» остается самым массовым китайским танком. Он неоднократно модернизировался в Китае. Так же его активно поставляли за рубеж, где он до сих пор принимает участие в боевых действиях. Его развитием стало множество других моделей китайских танков.

Танки 88(Wikipedia.org)
Танки 88(Wikipedia.org)

Последним из них стал «88», выпуск которого начался в 1988 году и продолжался до 1995 года(подробнее об этом тут). Так же в КНР в 1961 освоили выпуск легкого, не плавающего танка «62»(подробнее об этом тут).

Тип 62 (Wikipedia.org)
Тип 62 (Wikipedia.org)

Он был уменьшенным и облегченной вариантом Т-54 с 85 мм пушкой, бывшей упрощенным вариантом орудия танка Т-34-85. «62» был не оригинальной китайской разработкой, а был создан по переданной советской стороной документации на легкий танк, спроектированный в 1949 году со 100мм орудием. Его китайский вариант производили с 1963 по 1989 годы и активно поставляли за рубеж. В частности, в составе армии северного Вьетнама он принял участие в войне против США и их союзников. В 1958 году на вооружение Советской Армии была принята его последняя серийная советская модификация Т-54 – танк Т-55.

Т-55А (Wikipedia.org)
Т-55А (Wikipedia.org)

Изначально это была модернизация Т-54Б, но запуск его в серию в качестве модели сулил большие экономические выгоды заводу, по принятой до 1965 года в СССР системе еще «сталинского разлива». Согласно ей предприятия должны были каждый год снижать себестоимость выпускаемых моделей на 15 процентов. В сочетании с хозрасчетом это приводило к тому, что было выгодно запустить новую модель и заложить в нее маржу на уменьшение стоимости. Иначе завод мог начать работать себе в убыток с определенного года выпуска модели продукции. Т-55 выпускался в СССР с 1958 до1979 года в количестве 23 600 единиц. Он первый в мире получил систему коллективной защиты от оружия массового поражения. В 80гг. наши Т-55 были модернизированы и, в частности, первые в мире получили комплекс активной защиты «Дрозд».

Т-55АД с комплексом активной защиты "Дрозд" (Wikipedia.org)
Т-55АД с комплексом активной защиты «Дрозд» (Wikipedia.org)

Так же шасси от Т-55 использовали в Т-62. Т-55 поставлялся за рубеж еще активнее, чем Т-54.

Т-55М - модернизация Т-55, выполняемая в СССР с 1983 года (Собственное фото автора блога 2020© )
Т-55М — модернизация Т-55, выполняемая в СССР с 1983 года (Собственное фото автора блога 2020© )

Он выпускался по лицензии в Польше, Чехословакии, Югославии, Румынии, Индии, КНДР. Повлиял на дальнейшее развитие танка «59» в Китае. Его элементы использовал Иран для создания своих танков. Немало Т-54 и Т-55 попали в качестве трофеев в Израиль, где после модернизации долго служили в израильской армии. В Польше и Чехословакии, сходившие с конвейера Т-55 подверглись серьезным модернизациям. В таком виде они активно ими экспортировались за рубеж. Уже после прекращения выпуска Т-55 модернизировались в Чехии (для поставок на экспорт), Украине (для поставок на экспорт), Словении, в РФ (для поставок на экспорт), Иране, Румынии, в других странах. Недавно весьма интересную модернизацию старых Т-55 стали выполнять в Ираке по проекту «Аль Кафил».

Заключение

Успех творению Морозова и Карцева – Т-54/55 принесли те же качества, что и у автомата Калашникова. Это высокая эффективность в сочетании с простотой в производстве и неприхотливостью в эксплуатации. Как и автомат Михаила Тимофеевича наши танки Т-54/55 отличаются и высокими эстетическим качествами. Как и АК не сразу Т-54 стал эффективным и безотказным, как и «Калаш» его создали в первые послевоенные годы, поколением, выигравшим самую тяжкую для нас войны за последние тысячу лет точно. И этот танк тоже вошел в пантеон оружейной славы и до сих пор актуален.

Источники:

https://rg.ru/2021/03/03/t-54-i-t-55-vozglavili-rejting-samyh-massovyh-tankov.html ,

https://nationalinterest.org/blog/buzz/fire-these-were-most-produced-tanks-human-history-179125 ,

https://warspot.ru/2975-t-54-2-ternistyy-put-k-sovershenstvu ,

https://warspot.ru/10979-tanki-t-54-55-eschyo-posluzhat ,

https://warspot.ru/1176-glavnyy-argument-stran-tretiego-mira ,

https://warspot.ru/17757-itogi-bolshoy-voyny ,

https://warspot.ru/2042-sozdatel-proobraza-armaty ,

https://warspot.ru/14932-shag-v-nuzhnom-napravlenii ,

https://warspot.ru/15111-vsyo-eschyo-s-budkoy ,

https://warspot.ru/15335-promezhutochnyy-tank ,

https://warspot.ru/15432-predshestvennik-revolyutsii ,

https://warspot.ru/18850-tip-15-tank-dlya-gimalaev ,

https://warspot.ru/2258-rozhdennyy-dlya-globalnoy-voyny-geroy-lokalnyh-konfliktov ,

https://naukatehnika.com/supermodernizacziya-sovetskogo-t-55-irakskij-al-kafil.html

Федор Болдырев 2021-2022©

[1] https://nationalinterest.org/blog/buzz/fire-these-were-most-produced-tanks-human-history-179125

Первая публикация была в блоге:«Техника и жизнь»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *