Меня зовут Федор. Я рассказываю доступным языком актуальное о науке и технике.
Лайнер Юнайтед Стейтс – непобежденный победитель «Голубой ленты Атлантики» — гордость старой Америки
К началу XIX века высокоразвитые страны были не только в Старом Свете. США и принадлежащая Англии Канада практически догнали многие Европейские страны, а США их порой частенько опережало. Возникла нужда в регулярном и обширном сообщении между собой материков через Атлантику в обоих направлениях. В 1818 году была открыта первая регулярная линия Нью-Йорк – Ливерпуль. Ежемесячно одно судно отправлялось из Нью-Йорка в Ливерпуль и одно судно из Ливерпуля в Нью-Йорк.
На таких линиях ходили парусные пакетботы. Они долго были в эксплуатации на Атлантике, перевозя пассажиров разных сословий, классов и уровня достатка. Рекорд скорости пакетбота был 15 суток 8 часов. Обычно же они ходили гораздо дольше, в среднем плавание длилось один месяц. Но было одно «но». Зависимость парусного судна от капризов погоды. По этой причине были задержки в пути, однажды судно шло по маршруту 100 дней.
Меж тем в 1803 году был испытано первое паровое судно, а в 1807 году первый пароход. Его изобретение Робертом Фултоном (Robert Fulton), сделало переворот в морских сообщениях и в войне на море. До этого зависимость парусных и гребных судов от состояния погоды сильно влияло на практику гражданского и военного мореплавания. Паровому движителю сам по себе погода была нипочем. Главное теперь была только мореходность судна в целом. Первые пароходы долго уступали парусникам по своей экономичности, были ненадежны и вызывали неудовольствие людей своей меньшей эстетичностью по сравнению с парусниками. Но меньшая зависимость дымящихся новинок от капризов погоды тоже рано была замечена. 20 июня 1819 года из Саванны в британский Ливерпуль прошел своим ходом пароход «Саванна» (Savannah), ставший первым паровым судном, перешедшим Атлантику.
Он был еще несовершенен и значительную часть пути прошел под парусами. Он шел через Атлантику 29 с половиной суток. Но начало было положено. Дело было за совершенствованием паровых машин и движителей паровых судов. И время паровых судов пришло. В 1838 году пароход «Сириус» (Sirius) британской постройки, но принадлежащий американским владельцам, прошел из британского порта Корк в Нью-Йорк исключительно на пару за 18 суток и 2 часа.
Правда, штатных запасов топлива не хватило и пришлось пустить в ход не только деревянные предметы мебели и оснащения с парохода, но и личные вещи пассажиров, способные гореть в топке.
Спустя 6 часов того же дня в Нью-Йорк прошел «Грейт-Вестерн» (Great Western) британской постройки и владения. Он прошел весь путь под паром без какой-либо потребности в топливе свыше штатных запасов. В среднем «Грейт-Вестерн» проходил линию Бристоль — Нью-Йорк за 15 суток. Начало эры сообщения через Атлантику без парусов было положено. Но скорости пароходов еще уступали парусникам. XIX век был лебединой песней парусных судов. Это был век гонок чайных клиперов, на которых парусное вооружение и конструкция самих судов достигла верха совершенства при тогдашнем общем уровне развитии науки и техники. А пароходы только делали первые шаги.
В 1840 году Самуэль Куннард (Sir Samuel Cunard), сын бедного эмигранта из Англии в США, построил 4 парохода на верфях Англии для своей ново созданной компании для регулярного пассажирского и почтового сообщения США и Англии. Он верил, что энергия пара позволит сделать такие сообщения такими же регулярными и точными как железнодорожное сообщение на суше. Его компания «Кунард Лайн» (Cunard Line) была британской по принадлежности.
4 июля 1840 года из Ливерпуля вышел один из «куннаровских» лайнеров – «Британия» (Britannia) курсом до Бостона. Переход был совершен гораздо быстрее любых своих конкурентов за 14 суток. Этот день считается днем начала регулярного и точного трансатлантического сообщения через Атлантику и днем основания «Голубой Ленты» — почетного и уважаемого приза за наискорейшее пересечение Атлантики пассажирским лайнером. «Голубой лентой» приз назвали не случайно. Знаменитый «Орден подвязки» в Англии носили на голубой ленте. И название нового почетного приза прямо апеллировало к ней. Обладатель «Голубой ленты» вывешивал на мачте своего судна голубую ленту.
Обратный переход «Британия» совершила за 10 суток. На протяжении десяти лет лайнеры Куннарда соперничали за «Голубую ленту» только с друг другом. Парусные компании не могли соперничать с паровыми гигантами, но и пароходы других фирм не могли опередить красавцев «Кунард Лайн». Особенно это раздражало США, традиционного соперника Великобритании в те времена. В 1849 году Конгресс США поручил потомственному судовладельцу Эдварду Коллинзу (Edward Collins) построить на государственные средства флотилию пароходов, способных бросить вызов «Кунард лайн».
Компания «Коллинз лайн» (Collins Line) построила четыре лайнера: «Арктик, Болтик, Адриатик и Атлантик». Это были очень крупные суда с паровыми машинами мощностью в 2000 л. с., превосходившие по инженерному исполнению, комфорту для пассажиров и роскоши своих конкурентов из английской компании. В 1850 году «Голубая лента Атлантики» перешла к пароходам Коллинза. В этом году «Балтик» прошел свой маршрут за 9 суток и 19 часов. Но триумф был недолгий. В 1854 году в кораблекрушении погиб его пароход «Арктик» (Arctic). И это была не единственная катастрофа. Меж тем пароходы «Кунард лайн» следовали без опозданий и происшествий. В 1858 году компания Эдварда Коллинза пошла с молотка. С тех пор на Атлантических линиях обладателями «Голубой ленты» стали вплоть до постройки в США в 1951 году «United States» английские и иногда немецкие, итальянские, французские, но никогда американские суда.
После Второй Мировой Войны США стали первой державой мира. Только СССР был в то время американцам достойным соперником. При этом соперничество с изрядно ослабевшей Британией у США продолжилось.
И Президент США Гарри Трумэн (Harry S. Truman) задался вопросом, почему изрядно возросший к середине XX века пассажиропоток между Старым и Новым Светом контролируется в основном Англией. Это был вопрос и экономический. Перевозки пассажиров через Атлантику были весьма выгодны судовладельцам. И 8 февраля 1950 года к столетнему юбилею судов-рекордсменов Эдварда Коллинза на верфи американского города Ньюпорт-Ньюс был заложен новейший лайнер «Юнайтед Стейтс» (United States).
Его главным разработчиком был Френсис Гиббс (William Francis Gibbs). Президент США Гарри Трумэн уделял большое внимание этому судно – присутствовал и на церемонии его спуска на воду в 1951 году и был в числе его пассажиров в его первом рейсе в 1952 года со своей семьей. «Юнайтед Стейтс» быстро стал обладателем «Голубой ленты». Но причина его строительства была не только экономическая и не только престижная. Он строился как судно двойного назначения. В годы войны он должен был стать быстроходным военным транспортом. Поэтому 70 процентов расходов на его постройку взяло на себя правительство США. Расходы были велики и составили 78 000 000 $, в том числе из-за военных требований к судну. Его оснастили паротурбинной силовой установкой мощностью 240 тысяч л. с. однотипной с силовой установкой авианосца. Пока он ходил на атлантических линиях он ни разу не развил полной скорости из-за соображений секретности. Но и та скорость, что он развивал на «публику» была скоростью эсминца — 36,17 узлов. А полная фактическая скорость была выше 42 узла. Его рекорд для «Голубой ленты» в первом плавании через Атлантику составил 3 суток и 10 часов.
На формально гражданском судне были предусмотрены беспрецедентные для таких судов меры пожарной безопасности. За вычетом корабельного рояля на судне не использовалось дерево в конструкциях и мебели, как и другие пожароопасные материалы. Зато обильно использовали огнеупорные, например, асбест. Были приняты серьезные меры по обеспечению непотопляемости и боевой живучести. В частности, даже в случае затопления одного из двигателей, второй должен был остаться в неприкосновенности и сохранять работоспособность, обеспечивая ход судна. Меры по обеспечению пожарной безопасности повлияли на интерьер судна, но все равно удалось обеспечить достойный уровень шика и роскоши для судов такого класса. «Юнайтед Стэйтс» имел кондиционирование воздуха, несколько турецких бань, два театра, спортивный зал, плавательный бассейн, и вдобавок собачья каюта.
Лайнер совершал трансатлантические рейсы еще 17 лет, и никто даже не пытался у него отобрать «Голубую ленту». Быстрое развитие реактивной авиации убило регулярные трансатлантические перевозки. В начале 60-гг XX века три страны имели пассажирские самолеты способные пересечь Атлантику – США, Англия и СССР. Теперь пассажирские суда-лайнеры переоборудовали в круизные лайнеры. И тут заточенность «Юнайтед Стейтс» под высокие скорости сыграла с ним дурную шутку. Он был невыгоден в качестве круизного лайнера. Первый круиз он совершил в 1962 году. Но ввиду многомиллионных убытков от судна его в 1969 году сняли с круизных линий и поставили у причала.
Засекреченность многих элементов конструкции судна сохранялась до 1978 года, и она затрудняла продажу судна за рубеж другим владельцам с последующей реконструкцией. В 1978 году секретность сняли, «Юнайтед Стейтс» был продан компании из Сиэтла The United States Cruises Inc. Данная компания вынашивала планы полного переоборудования судна под цели походов в круизы. Но в 1992 году она обанкротилась и судно выставили на продажу. Его купила за 2 600 000 $ компания Commodore Cruise Line. Судно стали переоборудовать под круизный лайнер с расчетом на совместные круизы с «Куин Элизабет 2» компании Кунард Лайн. В 1993 году судно отбуксировали в Севастополь, где стали очищать его от асбеста, признанного к тому времени токсичном для человека, и массово примененного в конструкции «Юнайтед Стейтс» при постройке в 50-гг.
Через полгода однако дальнейшие работы по ремонту и перестройке лайнера прекратились из-за финансовых трудностей владельцев. В том числи из-за отказа финансовой помощи правительством США и решения «Кунард Лайн» прекратить сотрудничество. В 1996 году судно снова на буксире ушло в Филадельфию. В 2003 году его купила компания «Норвей Круиз Лайн» (NCL). Но она не сумела оживить судно. В 2010 году «Юнайтед Стейтс» продали общественной организации SS United States Conservancy. Эта общественная организация была создана специально для восстановления судна на благотворительных началах. Поначалу дело как будто сдвинулось с мертвой точки. В 2010 году на лайнере заново подняли флаг США, а в 2012 году начали восстановительные работы. Однако в 2016 году SS United States Conservancy заявило, о «непреодолимых трудностях» в деле восстановления былой гордости США. С тех пор на лайнер водят туристов и все.
Источники: Белкин С.И. Голубая Лента Атлантики. – 4-е изд., перераб. и доп. – Л.: Судостроение, 1990. -240 с., ил.
P.S. В 90гг. XX века «Голубую ленту» попытались возродить. Но ее дают за пересечение Атлантики порожняком. Поэтому судам победителям теперь выдают копию приза. Традиционная «Голубая лента Анлантики» по прежнему у «Юнайтед Стейтс».