Машина Генералов и Директоров



М-72

Наталья Болдырева и Tech&Life 2019©
Наталья Болдырева и Tech&Life 2019©

 

Введение

Шел 1954 год. Ушла эпоха Сталина. Новые начальники готовили «оттепель» и «освоение целины». И новым начальникам нужны были новые машины, и такие машины появились. Новым начальникам было тесно в сталинских френчах. Им нужен был комфорт. Там где начальники ездили по армейским полигонам и дорогам «целины» для них была создана М-72. Это была машина директоров совхозов, генералов и охотхозяйств ЦК КПСС.

Её порой некорректно называют полноприводной «Победой»(подробнее о ней тут). Но она «М-72», а не «Победа». Полноприводной «Победы» не было!

М72_и_Победа - слева М-72, справа "Победа" (Wikipedia.org)
М72_и_Победа — слева М-72, справа «Победа» (Wikipedia.org)

 

Описание

Это был первый в мире серийный «джип» с несущим кузовом. Ещё до ВАЗ-2121 «Нива»(подробней о ней тут). Аналогов ему не было и за рубежом. Тогда на ГАЗ была очень хорошая «школа» несущих кузовов. Узлы трансмиссии и мосты были по большей части взяты с небольшими модернизациями от ГАЗ-69(подробнее о нем тут), остальное от М-20 «Победы» с некоторыми модернизациями, кузов был сильно усилен по сравнению с кузовом «Победы». Впервые в нашей стране для проверки на прочность испытывали кузов с использованием электрических датчиков. Салон был аналогичен салону «Победы», с добавлением первого в СССР омывателя ветрового стекла.

Мотор был переходным между мотором ГАЗ-69 и М-20 «Победа». Как и на ГАЗ-69 там были мощный масляной радиатор и вентилятор системы охлаждения, но отсутствовали предпусковой нагреватель и экранированная система зажигания, бывшие на ГАЗ-69. Коробка передач от «Победы», с рычагом на руле. Раздаточная коробка от ГАЗ-69. Внедрили промежуточный карданный вал. Передний мост на базе моста ГАЗ-69, задний оригинальный, ряд элементов конструкции, впервые примененные на М-72, впоследствии применили на модернизированной ГАЗ-М20В «Победа». Рессоры новые, мягче оригинальных рессор на ГАЗ-69.

Кузов был на 23 кг тяжелее кузова «Победы», но прочность была выше на 30-50%, что очень здорово! Некоторые элементы кузова имели избыточную прочность.

С 1955 по 1958 года было выпущено почти 4 т экземпляров данной модели. Производство прекратили вместе с производством «Победы».

1280px-ГАЗ_М72_сзади - виден щиток на задних колесах. Такие щитки остутстоввали на "Победе" (Wikipedia.org)
1280px-ГАЗ_М72_сзади — виден щиток на задних колесах. Такие щитки отсутствовали на «Победе» (Wikipedia.org)

 

Технические характеристики:

Число мест: 5;

Габаритные размеры: 4665х1695х1790 мм;

Колесная база: 2712 мм;

Дорожный просвет:210 мм;

Двигатель: бензиновый, карбюраторный, рядный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный М-20;

Рабочий объем: 2112 см3;

Мощность: 52 л.с. при 3600 об/мин;

Трансмиссия: трехступенчатая механическая КПП, с двухступенчатой раздаточной коробкой и подключаемый полный привод.

Полная масса: 2040 кг;

Максимальная скорость: 90 км/ч;

Расход топлива:15 л/100 км;

Комфорт: печка, радиоприемник, часы, мягкая обивка салона, омыватель ветрового стекла, механические щетки ветрового стекла;

ГАЗ_М-72_Хабаровск_День_города(Wikipedia.org)
ГАЗ_М-72_Хабаровск_День_города(Wikipedia.org)

 

 

Источники: https://web.archive.org/web/20141006110751/http://auto-retro-museum.ru/gallery/g18, http://gvtm.ru/pobeda_gaz-m72, http://kbsmirnova.ru/catalog/gaz-m72/;

Болдырев Федор 2019©

Первая публикация была в 2019 году в блоге «Техника и жизнь».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *