ВАЗ-2108 – автомобиль эпохи надежд и «перестройки»



ВАЗ-2108 - первой серии (wikipedia.org)
ВАЗ-2108 — первой серии (wikipedia.org)

 

Когда мы получали лицензию на выпуск заднеприводного ВАЗ-2101 ведущие автомобилестроительные страны уже переходили на выпуск переднеприводных моделей. Была такая и у ФИАТ на момент переговоров с СССР о ФИАТ-124, но ее существование итальянцы предпочли скрыть. К тому времени в нашей стране были поклонники перехода на передний привод, и был разработан в НАМИ переднеприводный НАМИ-0107 «Василек». Но от переднеприводных моделей разработки Пежо и Ситроен мы отказались из-за политических предпочтений Италии перед Францией. Но саму идею переход на новый тип привода ведущих колес не отказались. Такую модель – ВАЗ-Э1101 «Чебурашка» на ВАЗ стали разрабатывать уже в 1968году. Велись такие разработки и на ЗАЗ, на базе НАМИ-0132 с передними ведущими колесами. Его филиал ЛуАЗ в 1967 году стал выпускать модель – ЛуАЗ-969 с полным приводом с подключением по схеме part-time заднего моста. Причем первые серии, известные как ЗАЗ-969В, выпускались только с передним ведущим мостом. По сути, первые серийные ЛуАЗ-969 являлись первыми серийными советскими переднеприводными автомобилями. Но самостоятельную разработку самого ЗАЗ забраковали.

По решению министерства автомобильной промышленности ему передали наработки ВАЗ по переднеприводной ВАЗ-3Э1101 «Ладога», которую на самом ВАЗ решили не запускать. Они и стала прообразом будущей «Таврии». Было решено делать для ВАЗ более крупную переднеприводную модель, с использованием помощи европейских фирм. ФИАТ упорно отказывался сотрудничать по разработке переднеприводной модели. Главным партнером избрали фирму Porsche. К тому времени Porsche по своей инициативе в 1975 году предложило помочь с модернизацией Москвич-412. Мы отказались от этого, но предложили помочь нам с новой переднеприводной моделью ВАЗ. АЗЛК же самостоятельно модернизировал Москвич-412, создав АЗЛК-2138 и АЗЛК-2140, одновременно по решению «сверху» свернув разработку оригинальной новой заднеприводной модели, в пользу переднеприводной модели на базе решений Simca-1308 и Ауди-100. Эту модель будущий АЗЛК-2141 думали выпускать и на ВАЗ. Но ВАЗ хотел поставить на конвейер свою разработку. В 1978 году началась разработка прототипа ВАЗ-2108 оригинальной разработки ВАЗ, но не было уверенности, что он будет достаточно конкурентоспособен на зарубежном рынке. Поэтому вспомнили про желание Porsche сотрудничать с нами. Первоначально свои услуги Porsche оценила в 15–20 миллионов бундесмарок, потом в 200 млн марок, а по факту стало около полумиллиарда марок. Совместные работы по превращению ВАЗовского прототипа в будущую ВАЗ-2108 «Спутник» начались в 1980 году. Кроме Porsche над будущим ВАЗ-2108 работали многие другие европейские фирмы и японские фирмы. Они обеспечили поставки технологий отдельных узлов и агрегатов. Итальянская фирма UTS, тесно сотрудничавшая с ФИАТ, помогла с постройкой производственных мощностей для ВАЗ-2108.

ВАЗ-2108 - снимок сделан в Германии. (wikipedia.org)
ВАЗ-2108 — снимок сделан в Германии. (wikipedia.org)

 

 

 

Porsche помогла не только с разработкой моторов «восьмого» семейства различного объема, но также с коробкой передач, конструкцией кузова и рулевого управления, настройкой подвески. Porsche это не скрывает. Также были получены лицензии от многих европейских фирм на отдельные компоненты. Например, балка задней подвески была разработки Фольксвагена. Со немецкой стороны руководителем проекта был Райнер Срок, с нашей — Я. Непомнящий. Но дизайн был отечественный и вполне в духе времени. Его авторами были Владислав Пашков и Виктор Кряжев. Общая техническая концепция автомобиля соответствовала тогдашним решениям для автомобилей компактного класса. В производство ВАЗ-2108 пошел 2 декабря 1984 года с полугодовым опозданием от графика. По советским меркам машину спроектировали и поставили на конвейер весьма быстро. Запуск в серию почти совпал с приходом к власти в СССР Михаила Горбачева, на которого возлагали большие надежды многие люди в нашей стране. И перемены, связанные с именем «перестройка» часто в те годы ассоциировались и с ВАЗ-2108. Машина была очень удачная. Она не только превосходила предыдущие модели ВАЗ и других советских заводов по ходовым качествам и дизайну, но и была гораздо ресурснее и ремонтнопригоднее, чем ВАЗ-2101 и ее потомки из числа «классики». «По сравнению с вазовской «классикой» тут даже можно использовать поднадоевшее, но в этом случае абсолютно уместное словечко «прорыв» 😊 А ведь так и было: впервые у Лады появились две шаровые опоры вместо четырех, два рулевых наконечника вместо шести и два рычага передней подвески вместо четырех. Бонусом шла задняя балка, в которой два сайлент-блока вместо десятка втулок и штанг работали чуть ли не столько же, сколько и кузов.Отдельной похвалы заслуживал мотор, удивительно простой и надежный.» — цитата из https://www.drom.ru/info/misc/77514.html.

Это обеспечило ей большую популярность в СССР и определенный успех за рубежом. За рубежом она в странах Западной Европы и Канаде продавалась даже дороже своих иностранных одноклассников. Правда там машины дорабатывались на месте, порой с участием наших инженеров и специалистов. В самом Советском Союзе ВАЗ-2108 потеснила как символ жизненных успехов «Волгу». Особенно среди молодежи и, вскоре, появившихся «кооператоров». К сожалению, на машину не стали ставить уже отработанные электростеклоподъемники. Машины первых выпусков не имели правого зеркала и заднего стеклоочистителя. На все время выпуска сохранилось отсутствие блокировки заднего хода в коробке передач. В сочетании с ее расположением рядом с первой передачей это приводило и приводит к очень неприятным ситуациям.

ВАЗ-2108 - снимок сделан в Бельгии в 1990 году. (wikipedia.org)
ВАЗ-2108 — снимок сделан в Бельгии в 1990 году. (wikipedia.org)

 

 

Но и в таком виде она была хитом. Это была машина для езды, а не перевозки грузов на дачу, как более ранние советские машины для широкого покупателя. На ее базе стали выпускать пятидверные модификации в кузовах хетчбек и седан. Последние потомки «восьмерки» — ВАЗ — 2114 сошли с конвейера ВАЗ в 2013 году.

Технические характеристики:

 

 

Источники:

Канунников С.В. Отечественные легковые автомобили. 1996-2000.

Высокой мысли пламень Книга II.

https://www.zr.ru/content/articles/16711-istorija_otechestvennogo_perednego_privoda_vektor_tagi/;

https://www.drive2.ru/b/2289265/;

https://www.drom.ru/info/misc/77514.html;

https://auto.mail.ru/article/43618-porsche_dlya_bednyh_ili_istoriya_vosmerki/;

https://www.youtube.com/watch?v=xsBucnsURAg;

Федор Болдырев 2020©


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *