«Папа» всех джипов — Willys MB



Шёл 1940 год – США вышли из «Великой Депрессии». Но время танцев и веселья ещё не настало. В Европе громыхали пушки немецких танков, в Азии гремели разрывы японских авиабомб. Правительство Франклина Рузвельта понимало, что отсидеться за океанами не получится, да и не хотело этого. Армия США стала насыщаться людьми и техникой. Техники было мало, и она почти вся была устаревшей. Сказалась экономия в период экономического кризиса и реформирования экономики. Талантливых инженеров и ученых в США хватало. Ещё больше было заводов. Началась быстрая разработка новых вооружений и военной техники. В числе новых разработок были новейшие по тем временам колесные армейские автомобили повышенной проходимости со всеми ведущими осями. Самым знаменитым стал из них Willys, его прозвище «Jeep» стало названием целого класса легковых автомобилей.

Создание первого в мире массового легкового внедорожного автомобиля соответствовало всему духу американского капитализма. Американский капитализм за пределами США, часто, считают аморальным, но сами американцы рассуждают по принципу — «горе побежденным».

Willys MB (Источник: Наталья Болдырева специально для Tech&life 2018 ©. )
Willys MB (Источник: Наталья Болдырева специально для Tech&life 2018 ©. )

Создание

Легкий командирский автомобиль упрощённой конструкции, способный вне дорог перемещаться наравне с гусеничной техникой, в США решили создавать на конкурсной основе. Кто сделает лучше, тот и получит заказ от Армии «Дяди Сэма». Условия конкурса были жесткими. Армия США пригласила участвовать в нём 135 фирм. Начало участия в конкурсе было определено в 9 часов утра 18 июля 1940 года. Через 49 дней после данной даты требовалось показать рабочий прототип, соответствующий спецификациям армии на данную модель, а через 75 дней у военных должно было быть уже 70 единиц данной техники. Спецификации были готовы чуть раньше –их разработали к концу июня 1940 года. Согласно им автомобиль должен был иметь следующие характеристики: При собственном весе не более чем в 1200 фунтов (545 кг.) и полезной нагрузке не меньше чем в 600 фунтов (275кг.) автомобиль должен был также иметь колесную базу, не превышающую 75 дюймов (190 см.), максимальную высоту в 36 дюймов (91,4 см.), и скоростной диапазон от 3 до 50 км/ч. В конкурсе согласились участвовать только две сравнительно небольшие фирмы: Willys-Overland и American Bantam. К заданному сроку успел только American Bantam, со своим Bantam BRC 40. Его первое обозначение было Bantam Reconnaissance Car Quarter — Ton. При запуске в серию его переименовали в более удобное обозначение Bantam BRC 40, под которым он и известен и сейчас.

Bantam BRC 40(Wikipedia.org)
Bantam BRC 40(Wikipedia.org)

Главный разработчик этой модели Карл Пробст старался максимально использовать уже серийные узлы и агрегаты при проектировании и производстве автомобиля, для ускорения разработки и удешевления производства. Условие по максимальному весу не было соблюдено – он составил 950 кг, всё остальное же было соблюдено. Bantam BRC превышение веса не помешало получить одобрение военных, и контракт был заключен – но доверия к производственным возможностям Bantam, очень слабой фирмы по меркам США, не было. Армия США поощрила дальнейшее участие в конкурсе фирмы Willys-Overland, имевшей лучшие производственные мощности. Так же к конкурсу был привлечен и Ford Motors, ещё более сильная и крепкая компания. Ford не хотел участия в производстве лёгких армейских внедорожников, но тогда Президентом США был Франклин Делано Рузвельт, бывший строгим с своими корпорациями. Конкурсные разработки Willys-Overland и Ford Motors, соответственно Willys Quad и Ford Pygmy, представленные на конкурс, имели множество заимствований от Bantam BRC 40. Наиболее существенным отличием разработки от Willys был более мощный двигатель – 60 л.с. у Willys MA, против 45 л.с у Bantam BRC, и более узкая колея и ширина, облегчавшая перевозки самым массовым транспортным самолётом C-47 Douglas. Но более узкая колея имела и свои минусы – её последствием стала повышенная склонность к опрокидываниям.

Willys MA(Wikipedia.org)
Willys MA(Wikipedia.org)
Ford Pygmy не произвел особо хорошего впечатления от себя на испытаниях.
Ford Pygmy (Wikipedia.org)
Ford Pygmy (Wikipedia.org)

Ф. Рузвельт принял «соломоново решение» — распорядился каждой фирме выпустить по 1500 единиц каждой модели, и по результатам их эксплуатации в войсках, выбрать в дальнейшем одну модель для массового выпуска. Внедорожник Willys стал на конвейере Willys MA, а Ford Pygmy стал Ford GP.

Ford GP (Wikipedia.org)
Ford GP (Wikipedia.org)

В момент полного перехода промышленности США на военные рельсы, ещё перед нападением Японии на Пёрл-Харбор, производство модернизированной версии Willlys MB решили нарастить, Ford обязали выпускать свой вариант Willys MB, ставший известным как Ford GPW, а Bantam был переведен на производство автомобильных прицепов к джипам производства Willys и Ford. Причина была в необходимости единообразия армейской техники и вооружения, и в слабости мощностей фирмы Bantam. Сыграла свою роль и преимущество Willys MB по себестоимости производства. Bantam, не смог оправиться от последствий данного решения властей США. В 1956 году фирма была официально закрыта.

Ford GPW
Ford GPW

Первые версии автомобиля производства всех трех фирм, выпущенный в рамках первых опытных партий по 1 500 единиц техники от каждой фирмы, шли в рамках программы Lend-Lease преимущественно в Англию и СССР, чьи армии ожесточенно сражались. Следующие версии производства Willys и Ford выпускались более масштабно и шли массово не только союзникам США по антигитлеровской коалиции, включая СССР, но и во все виды войск армии США. Совокупно было произведено к моменту подписания акта о капитуляции Японии 659 031 единиц Willys MB и Ford GPW.

Willys MB (Источник: Наталья Болдырева специально для Tech&life 2018 ©. Благодарим музей "Московский транспорт" за предоставленную возможность сделать снимок)
Willys MB (Источник: Наталья Болдырева специально для Tech&life 2018 ©)

На фронтах Второй Мировой Войны он стал одним из её символов. На него перешло с «Dodge» VC(подробнее о нем у меня тут) прозвище «Jeep». Он остался не только в хронике битв и походных колонн, но и в воспоминаниях, участников тех далеких и громких сражений. Воевал он и в СССР. Нам было поставлено в рамках Ленд-Лиза примерно 52 тысяч таких автомобилей. В РККА, он оставил свой видный след. Но популярности «Доджа три четверти»(подробнее об этом у меня тут) или «Студера» не получил. Причиной было повышенные требования к топливу и маслам, превосходившие возможности тылового обеспечения нашей армии. Наша нефтехимия тогда очень значительно уступала аналогичной отрасли в США. Недостаточное качество нашего бензина и автомобильных масел значительно сокращала ресурс и надёжность «Виллис» в нашей армии. Плохо он переносил и частые нарушения норм по весу буксируемого груза. Если «Додж» и «Студер», относительно легко переносил перегруз по массе перевозимого или буксируемого груза, то «Виллис» быстро от него ломался. Были нарекания и на узкую колею, не совпадавшая вдобавок с колеей других более распространённых у нас моделей нашего и зарубежного производства, что ухудшало подвижность при движении колоннами за пределами дорог с твёрдым покрытием.

Тем не менее, он активно воевал, как командирская, разведывательная, как тягач легких противотанковых пушек калибром 45 мм. Bantam BRC 40 так же воевал в РККА и был прозван нашими красноармейцами «Бантик». Именно на нем перемещалась личная охрана Маршала Советского Союза Георгия Жукова. Его репутация была лучше, чем у Виллиса, в первую очередь за счет лучшей устойчивости.

Фирма Willys-Overland понимала, что автомобиль подобный Willys MB, может найти и гражданское применение. В 1944 году была запущена гражданская версия Willys MB, названная Jeep CJ(подробнее о нем у меня тут). С 1944 года по 1986 года он сменил 6 поколений. Его официальным приемником сейчас является Jeep Wrangler. И Jeep CJ и Jeep Wrangler имеют, и армейские версии.

Техническое описание

Willys MB (Источник: Наталья Болдырева специально для Tech&life 2018 ©)
Willys MB (Источник: Наталья Болдырева специально для Tech&life 2018 ©)

Меньший вес Willys MA и Willys MB и их более мощный двигатель по сравнению с Bantam BRC 40, обеспечило им большую проходимость и лучшую способность по переброски прицепов и орудий , чем у их прародителя от фирмы Bantam. Ford GP, будущий Ford Pygmy, отличался от Bantam BRC, по большей частью только внешне. Его приемник Ford GPW, сделанный на базе Willys MB, отличался от него незначительно.

В отличие от Willys MA модификация MB отличалась наличием тента, другой конструкцией фар головного света, позволявшей, в случае необходимость, их переворачивать для подсветки ремонта автомобиля.

Технические характеристики

Длина: 3 335 мм;

Ширина: 1 570 мм;

Высота (с поднятым тентом): 1770 мм;

Высота (с опущенным ветровым стеклом): 1 320 мм.

Клиренс: 220 мм;

Глубина преодоления брода без подготовки: 50 см;

Глубина преодоления брода со специальным штатным оборудованием: 150 см;

Колесная база: 2 032 мм;

Масса пустого: 1 113 кг;

Грузоподъёмность: 250 кг;

Число мест: 4 человека;

Силовая установка: рядный, 4-цилиндровый, бензиновый мотор Willys L-134, мощностью 60 л.с. и объёмом 2,2 литра.

Максимальная скорость: 105 км/ч;

Коробка передач: механическая, трёхступенчатая, с синхронизацией на 2 и 3 передаче;

Трансмиссия: с жестким подключением переднего моста и наличием понижающей передачи. Межколесные блокировки отсутствовали;

Рулевое: без усилителя;

Тормозная система: барабанные тормоза на всех колесах, с гидроусилителем.

Ёмкость топливного бака: 56,8 л;

Топливо: бензин А-66;

Запас хода: 480 км.

Комфорт: очиститель ветрового стекла;

Источники: https://topwar.ru/95482-willys-mb-samyy-massovyy-dzhip-vtoroy-mirovoy-voyny.html,

https://topwar.ru/95280-bantik-pervyy-dzhip-po-lend-lizu.html, https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=uva.x001765609;view=1up;seq=22, https://avtoclassika.com/news/history-willys-mb/.

Федор Болдырев© 2019

Первая публикация была в 2019 году в блоге «Техника и жизнь».

Спасибо всем, кто прочел статью!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *