«Додж» — оставшийся «Доджем»



 Dodge WC (Додж три четверти). Источник: Наталья Болдырева специально для Tech&life 2017 ©
Dodge WC (Додж три четверти). Источник: Наталья Болдырева специально для Tech&life 2017 ©

Фирма «Dodge» стала ведущим поставщиком легких грузовиков в армию США еще в годы I Мировой войны. Во вторую мировую войну она стала монополистом в производстве по свои проектам легких армейских грузовиков грузоподъёмностью 500 кг. и выше. Самой известной моделью стала серия «Dodge WC», в СССР прозванная «Додж три четверти». Собственно говоря, современные армейские джипы и «технички» неформальных вооруженных формирований ближе по массе, габаритам, грузоподъёмности и функционалу к «Dodge WC». Продукция «Willys» и «Ford», тогда прозванная «джипами», была меньше и легче «Dodge WC». Современные багги и квадроциклы ближе по функционалу и возможностям, как раз к, «джипам» времён II-мировой, включая и наши аналоги американскому «Willys»(подробнее о нем тут) в лице «ГАЗ-64»(подробнее о нем тут) и «ГАЗ-67(Б)»(подробнее о нем тут).

Первые армейские модели «Dodge» были аналогичны гражданским. Но опыт I Мировой показал необходимость повышения внедорожных способностей армейских автомобилей. «Dodge» в 1934 году создал, свой первый экспериментальный, автомобиль колесной формулы 4х4 под индексом K-39-X-4 (грузоподъёмностью в 1 500 кг). В отличии от своих гражданских аналогов он получил на переднею ось шарниры равных угловых скоростей (ШРУС), производства компании Timken. Это был первый автомобиль в мире с подключением и отключением переднего моста с водительского места. Армия США в 30-е имела небольшой бюджет и закупки любой техники, включая и полноприводные грузовики «Dodge», были небольшими. Из произведённых 796 единиц этой модели, только 34 поступило на вооружение армии США. По мере выхода США из «Великой Депрессии» и приближения Второй Мировой Войны, бюджет армии США стал быстро расти, увеличились закупки оружия и военной техники и траты на научные и опытно-конструкторские работы. Заказы для армии США резко выросли с 1938 года, включая и заказы на новые полноприводные модели компании «Dodge».

В 1940 году по контракту с Министерством Обороны США началось производство «Dodge» VC, армейского грузовика грузоподъёмностью 500 кг. Внутрифирменный индекс модели было T-202. В армии он получил обозначение G-505. Массовая публика его знает и сейчас как «Dodge» VC. Различные варианты исполнения автомобилей серии получали порядковые номер, добавляемый через тире. Именно «Dodge» VC первый получил прозвище «Джип», и лишь с появлением в 1941 году «Willys», он снова стал «Доджем» в обиходной речи. «Джипом» стал «Willys». Прототипом «Dodge» VC послужил гражданский «Dodge» серии TC, выпущенной в 1939 году. Изменения в конструкции были незначительны. По сути, добавили подключаемый полный привод и упростили конструкцию открытой кабины и грузовой платформы, внесли ещё некоторые мелкие дополнения в конструкцию. Двигатель, перешедший на «Dodge» VC с серии TC, был прототипом нашего мотора ГАЗ-11 и от него, практически, не отличался. Подключение переднего моста шло через одноступенчатую раздаточную коробку. Всего было выпущено 4,640 единиц «Dodge» VC всех модификаций. В 1941 году были разработаны автомобили серии WC, бывшие модернизацией серии VC. Конструкцию доработали в соответствии с требованиями армейской эксплуатации и боевого применения. Автомобиль получил модернизированный двигатель с увеличенным рабочим объёмом. Кабина стала более простой и практичной. Создали новый тип грузовой платформы с креплениями для установки артиллерийско-стрелкового вооружения. Выпускались модификации с лебёдкой самовытаскивания. Внутрифирменный индекс данной серии Т-207.В течении 1941 года появились модификации с усиленными тормозами и увеличенной мощностью мотора. Масштабы производства превзошли предшественника: с 1941-го по 1942 годы было выпущено свыше 70 т. единиц такой техники во всех её модификациях.

Dodge WC - версия 1942 года.(Wikipedia.org)
Dodge WC — версия 1942 года.(Wikipedia.org)

Автомобиль сохранил недостатки — наследие «гражданских» предшественников автомобиля. Он имел недостаточную проходимость и устойчивость, армия просила увеличить грузоподъёмность. В 1942 году на конвейер встал вариант «Dodge» WC грузоподъёмностью 750кг, сменивший в производстве своего предшественника. Компания «Dodge» именовала данную модель Т-214, в армии США она значилась на вооружении, как «G-502». От предшественника, серии WC образца 1941 года, были взяты в основном мотор, коробка передач, раздаточная коробка и ряд других узлов и агрегатов. Автомобиль стал ниже и шире, что улучшило устойчивость. Увеличили дорожный просвет, уменьшили колесную базу и увеличили колею. Колея передних и задних колес стала одинаковой. Ранее несовпадение колеи передних и задних колес уменьшало проходимости вне дорог с твердым покрытием. Установили широкопрофильные внедорожные покрышки, специально разработанные для серии WC. По причине, хорошего крутящего моменту, начало движения было со второй передачи. Первая передача исполняла функцию понижающей, и использовалась при движении на бездорожье и начале движение с большой нагрузкой. Конструкция кабины и грузовой платформы стала полностью соответствовать армейским требованиям. Имелись штатные заводские крепления для установки на автомобиле артиллерийско-стрелкового вооружения. Грузоподъёмность возросла до 750 кг. Автомобиль выпускался в весьма большем количестве модификаций, отличных по конструкции кузова, и комплектациям. В 1943 году был разработан удлинённый вариант с колесной формулой 6х6, известный под армейским обозначение G-507. Он был способен перебросить отделение солдат, штат которого был увеличен за время разработки Dodge G-502 с 8 до 12 человек. Базовый вариант G-502 имел 8 мест из расчета на более ранние штаты армейских отделений армии. G-507 имел увеличенную грузоподъёмность 1 500 кг, трансмиссию дополнили другой раздаточной коробкой с понижающей передачей. Наиболее массовой версией G-502 был открытый пикап для перевозки личного состава и грузов, он же был легким артиллерийским тягачом для полевой и малокалиберной зенитной артиллерии. Также массово выпускались медицинская и командирская версия. Другие версии были не столь массовыми в производстве и применении. Среди них были: передвижные радиостанции, санитарные и ряд других.

 Dodge WC-54(Wikipedia.org)
Dodge WC-54 (Wikipedia.org)

Поставки в Красную Армию Dodge G-502 начались в 1942 в рамках обязательств США перед своими союзниками. У нас его сразу прозвали «Додж три четверти», по аналогии с «полуторкой». В 1942 году наша армия испытывала острый дефицит лёгких артиллерийских тягачей. Они были нужны для переброски на маршах и в бою противотанковой и легкой полевой артиллерии калибром до 76 мм. Производство довоенного тягача «Комсомолец» такого класса, на гусеничном шасси и с двигателем ГАЗ-М1, было прекращено в 1941 году. Шедший на смену устаревшему «Комсомольцу» полноприводный и очень удачный ГАЗ-61-416(подробнее о нем тут) с кузовом пикап, производился всего месяц в 1941 году количеством 36 единиц. Дальнейшая сборка остановилась из-за дефицита двигателей ГАЗ-11, уходившие на более приоритетную боевую технику. Более простой в производстве ГАЗ-64 с более распространённым двигателем ГАЗ-ММ, так же принятый на вооружение в качестве легкого артиллерийского тягача, выпускался в небольшом количестве и в 1942 году его выпуск прекратился. В годы Великой Отечественной СССР старался в первую очередь выпускать оружие от пистолетов до танков и истребителей, производство вспомогательных средств, ведения боевых действий, включая и автомобили, осуществлялось по остаточному принципу. Шасси ГАЗ-64, как пример, продолжали выпускать и в 1942 и в 1943 годах для производства на их базе бронеавтомобилей БА-64. Поставки по «Ленд-Лизу» автомобилей «Dodge» оказались, кстати. «Додж три четверти», как тягач, превосходил наши ГАЗ-61 и ГАЗ-64. ГАЗ-61-416 был хорош для 45 мм и 57 мм противотанковых пушек, орудия калибром 76 мм и зенитные автоматы калибром 37мм, были уже вне его возможностей. ГАЗ-64 и более поздний ГАЗ-67(Б) с некоторыми ограничениями транспортировал и 76мм полевые орудия, но 37 мм зенитные установки 61-К, не мог и он. «Додж три четверти» перечисленные выше артиллерийские орудия перебрасывал на марше и на поле боя без затруднений. Вдобавок, масштабы производства запущенного в серию в 1943 году ГАЗ-67(Б) значительно уступали весь военный период масштабам поставок по «Ленд-Лизу» в СССР аналогичной ему американской техники. В ходе войны, по мере насыщения нашей армии автомобильной техникой, «Додж три четверти» стал использоваться значительно шире. Он стал транспортером пехоты, командирской и разведывательной машиной. Так же, «Додж три четверти» стал, в конце войны, предшественником современных «техничек». С установленными зенитными пулемётами ДШК калибром 12,7 мм, он прикрывал танки и пехоту. В условиях очень урбанизированной центральной Европы, это было актуально, с учётом массового применения нацистами переносных противотанковых гранатометов «фаустпартрон» и «панцерфауст». В европейских городах, с их плотной застройкой, каменными и кирпичным строениями, гранатомёты, даже в руках старика или подростка из «фольксштурма», приводили к большим потерям в танках. Так же использовали «Dodge» и наших союзники во время боев в Европе. Естественно, вместо ДШК там ставили аналогичные ему пулемёты Браунинг M2 калибром 12,7 мм. После войны, все уцелевшие «Додж три четверти», несмотря на всю проявленную ими боевую ценность, были возращены в рамках соглашений о «Ленд-Лизе» в США. Сказалось, что в отличии, к примеру, от US6 «Studebaker»(подробнее о нем тут), данный автомобиль был очень требователен к качеству горюче-смазочных материалов. Наш бензин и наши автомобильные масла ему очень плохо подходили. А главная проблема СССР в области развития автомобилестроения, была слабая культура производства ГСМ, покрышек и автомобильной инфраструктуры даже в наиболее культурно и промышленно развитых частях страны. Поэтому в СССР, предпочитали производить и закупать автомобили, не требующие высокоразвитой обслуживающей инфраструктуры и не очень требовательные к качеству топлива, масла, расходных жидкостей.

Dodge WC (Додж три четверти). Источник: Наталья Болдырева специально для Tech&life 2017 ©
Dodge WC (Додж три четверти). Источник: Наталья Болдырева специально для Tech&life 2017 ©

Всего в США на заводах Dodge, Ford и Chevrolet было изготовлено c 1942-го по 1945 год 255,193 единиц WC-51 и его модификаций, включая с тремя колесными осями. Из них чуть более 25 000 единиц было поставлено в СССР, включая 300 единиц G-507, имевших три ведущие оси.

Технические характеристики:

Масса: 2,563 кг;

Высота по тенту: 2,082 мм;

Высота без тента: 1,575 мм;

Ширина: 2,108 мм;

Длина: 4,242 мм;

Дорожный просвет: 270 мм;

Колёсная база: 2,490 мм (в некоторых версиях 2,890 мм);

Максимальная скорость: 87 км/ч;

Двигатель Dodge T214, 6-цил., 3772 см3;

Мощность 92 л.с. при 3000 об/мин;

Крутящий момент: 244 Н*м при 1400 об/мин;

Расход: 30-40 л/100км;

Запас хода 390 км;

Коробка передач: четырёх ступенчатая механическая коробка без синхронизаторов, первая передача для движения под большой нагрузкой и в условиях бездорожья;

Колесный привод: С жестким подключением переднего моста. Постоянный привод на задний мост. Блокировки дифференциалов отсутствуют.

Тормоза: гидравлические;

Рулевое управление: без усилителя руля;

Комфорт: верх кабины — съемный тент. Вакуумный привод стеклоочистителя со стороны водителя. Ручной привод стеклоочистителя со стороны переднего пассажира. В случае нахождения запасного колеса на своём штатом месте выход водителя со стороны переднего пассажира. Это увеличивало защищённость шофёра. Двери отсутствуют ради удобства высадки и посадки солдат в боевой обстановке. В левом дверном проеме ремень, для предотвращения выпадения переднего пассажира.

Источники: https://www.yaplakal.com/forum11/topic332141.html, https://www.yaplakal.com/forum11/topic332141.html, https://topwar.ru/150076-drugoj-lend-liz-dodge-wc-51.html.

Федор Болдырев 2019 ©

Первая публикация была в 2019 году в блоге «Техника и жизнь».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *