Ударный дрон «Karrar» — Иран становится дроностроительной державой



Ударный БПЛА "Karrar"
Ударный БПЛА «Karrar»

Введение

3 ноября 2020 года вооруженные силы Ирана продемонстрировали кадры со своих учений, где активно применялись ударные дроны и дроны-камикадзе. Более подробные фото и видео материалы были продемонстрированы 6 января 2021 года. Еще недавно несмотря на заявления иранских официальных представителей о наличии в Иране таких дронов это ставилось под сомнения из-за отсутствия весомых фото и видео доказательств. Но теперь расклад иной. Исламская республика Иран явно сумела создать такие БПЛА. В том числе была показан работа боеприпасами по целям ударного дрона среднего радиуса действия «Karrar». Не следует его путать с иранским танком такого же наименования(подробнее о нем тут). Его показали публике давно, но он долго не имел прицельных устройства и мог использоваться только как авиационная мишень. В прошлом году был показан его вариант в виде дрона-камикадзе. А теперь в виде полноценного ударного дрона. Дроны-камикадзе в Иране есть теперь и других моделей.

Ударный БПЛА "Karrar"
Ударный БПЛА «Karrar»

Описание «Karrar» и краткая история его создания

История создания «Karrar» восходит к президентству Махмуда Ахмадинежада. При нем развивались весьма амбициозные программы как развития военного потенциала Ирана(подробнее о стране тут), так и по развитию высоких технологий в Иране. Характерно, что первый показ «Karrar» публике произошел на следующий день после запуска первого реактора АЭС в Бушере 23 августа 2010года. И первое событие, и второе должно было показать возросший оборонный потенциал Ирана, в том числе в высоких технологиях, как военного, так, и двойного предназначения. Его создали в «Иран эркрафт мэньюфэкчеринг индастриз» (Iran Aircraft Manufacturing Industries — IAMI, на фарси —HESA).

«Karrar» сразу же показал себя как самый крупный иранский дрон. И было сразу же о нем заявлено как способном вести разведку, в том числе ночью и в плохих метеоусловиях и применять оружие, в том числе управляемые бомбы и противокорабельные ракеты. Но очень долго он демонстрировался без оборудования способного вести разведку и выполнять прицеливание хотя бы неуправляемых бомб. Хотя функции самолета-мишени он стал выполнять достаточно быстро, заменив американские Beechcraft MQM-107 Streaker. От которых имел множество заимствований. Но в 2019 году появилось фото «Karrar» с установленным оптико-электронным оборудованием, позволявшим его использовать в качестве дрона-камикадзе[1]. В конце прошлого года стало ясно, что он также способен быть носителем управляемого оружия, тем самым реализуя, более ранние заявления Ирана о его возможностях.

Beechcraft MQM-107 Streaker - самолет-мишень производства США.
Beechcraft MQM-107 Streaker — самолет-мишень производства США.

В основе «Karrar» стоит американская беспилотная мишень Beechcraft MQM-107 Streaker. Немалое число таких мишеней было поставлено в Иран еще при Шахе и до недавнего времени активно использовались иранской армией. Характерно, что на иранском образце используется иранская копия французского двигатели Microturbo TR 60-5.

Microturbo TR 60 - двигатель французского производства, часто используемый в самолетах-мишенях
Microturbo TR 60 — двигатель французского производства, часто используемый в самолетах-мишенях

Именно такой двигатель более ранней модификации получил «Streaker» при модернизации в 1982 году. Такие версии не поставлялись в Иран, но об их существовании Иран конечно знает. Сам французский двигатель Иран мог получить из ЮАР. Там его выпускали для своей авиационной мишени Denel Dynamics Skua.

Denel Dynamics Skua - беспилотная мишень производства ЮАР.
Denel Dynamics Skua — беспилотная мишень производства ЮАР.

Такие мишени как сообщается в источниках могли быть получены через посредство Китая. Впрочем, я не исключаю и прямые поставки из ЮАР. Контакты с ЮАР по линии ВПК были еще при режиме апартеида в ней и при Шахе, и после него. Южноафриканская беспилотная мишень оказала влияние и на конструкцию «Karrar». Вместе с тем на него повлиял и советский беспилотный разведчик Ту-143 Рейс.

Советский беспилотник Ту-143 Рейс
Советский беспилотник Ту-143 Рейс

Такие беспилотники предположительно были проданы в Иран с территории Украины. Там они остались после развала СССР и раздела имущества Советской Армии. До свержения Януковича военно-технические контакты Ирана и Украины были достаточно крепкими и устойчивыми.

Ударный БПЛА "Karrar"
Ударный БПЛА «Karrar»

По внешнему виду он напоминает микс из внешности Beechcraft MQM-107 Streaker, Denel Dynamics Skua и Ту-143 Рейс. Его выполнили по схеме низкоплан как «Streaker» и Ту-143, но с прямым крылом небольшого удлинения и с двойным килем, с верхним расположением хвостового турбореактивного двигателя. Схемой хвостового оперения «Karrar» напоминает «Skua». Вместе с тем говорить о точном копировании элементов того или иного иностранного беспилотника иранским инженерами не приходится. Во все, казалось бы, заимствованные элементы внесены те или иные изменения. Двигатель ставится либо Toloue-4 (тяга 3,7 кН), либо Toloue-5 (тяга 4,2 кН). Оба двигателя являются иранским вариантом французского Microturbo TR 60-5. Их выпуск налажен еще в 2005 году. Базовый вариант данного двигателя создан в 1974 году. В 1982 его стали ставить на MQM-107B Streaker, модернизированный вариант базовой модели. Она уже не поставлялась в Иран, но в Иране не могли не знать об этом факте. Также собственный вариант этого двигателя ставится на «Skua». В 2005 году последняя уже выпускалась. Видимо из ЮАР и была поставлена технология TR 60-5 – одного из последних вариантов данного авиамотора. «Karrar» оснащен РЛС и всесуточным оптико-электронным каналом наблюдения и наведения. На первых его вариантах не было ни РЛС, ни оптико-электронного канала, несмотря на заявления официальных лиц об их наличии. Но в 2019 году появился оптико-электронная система наведения, а теперь полностью реализованы и более ранние заявления о составе бортового оборудования. Система навигации – инерциальная с поддержкой спутниковой навигации и навигации по цифровой карте местности. В последнем возможно влияние систем наведения крылатых ракет, типа советской Х-55, полученной с Украины и ставшей прообразом собственных иранских разработок в области крылатых ракеты средней дальности. Взлет безаэродромный с ускорителями, приземление на парашюте.

Взлет ударного БПЛА "Karrar"
Взлет ударного БПЛА «Karrar»

Дрон может нести различный набор вооружения. Либо 2 бомбы с лазерным наведением калибром 500кг, либо одна 1000 кг неуправляемая авиабомба, либо 4 противокорабельные ракеты «Kowsar», созданные в Иране на базе китайских разработок, либо 1 крылатая противокорабельная ракета Nasr-1 на базе китайской C-701. Также он может быть носителем ПТУР иранского же производства.

Заключение

Безусловно Иран, развитием беспилотников, пытается, как и Турция(подробнее об этом тут) скомпенсировать отставание в пилотируемой авиации. Нагнать ведущие державы в дронах легче, чем в пилотируемой авиации. Значение иранских дронов не только в усилении военного потенциала Исламской республики Иран, но и в возможностях их экспорта. Причем в связи со снятием санкции с Ирана, не только в «страны-изгои», но и в страны, вполне, себе признанные мировым сообществом стран Запада. Скорей всего они станут конкурентом китайских дронов(подробнее об одном из них -тут). Именно они чаще всего закупаются государствами, которые потенциально могут построить доброжелательные отношения и с Ираном. Да иранские БПЛА сейчас уступают китайским, но в то же время они вполне боеспособны и поначалу будут относительно недороги.

Список источников:

https://imp-navigator.livejournal.com/981431.html,

https://imp-navigator.livejournal.com/874948.html,

https://www.globalsecurity.org/wmd/world/iran/karrar.htm,

Ганиев Т., Задонский С., Карякин В.

Военная мощь Исламской Республики Иран. Том I –

М.: ИБВ, 2019, – 536 с.

Федор Болдырев 2021©

Первая публикация была в блоге: «Техника и жизнь» в 2021 году.

Все фото взяты на условия Creative Commons

[1] https://imp-navigator.livejournal.com/874948.html


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *