Введение
В 60гг. прошлого века над Японией снова стало всходить солнце. Японские товары победно шли в наступление по всему миру. Из синонима низкокачественной продукции они стали тихой сапой превращаться в будущий синоним качества. Впоследствии это отразилось в одном их эпизодов фильма «Назад в будущее». Население островов впервые за долгие века стало сытно питаться и забывать об ужасах Второй Мировой Войны. Но у элиты Японии были и новые вызовы. Ненавистные им коммунисты при поддержке страшных Японии СССР и КНР успешно сражались во Вьетнаме. КНДР полным ходом готовилось объединить свой полуостров безо всякого на то согласия «мирового сообщества». В этих условия правительство конституционной монархии решило дальше укреплять свою армию, скромно названную «силы самообороны». В частности, ради армии оно стало возрождать японский ВПК, было демонтированный после оккупации Японии армией США.
История создания
Создание первого японского сверхзвукового самолета поручили Мицубиси. Разработанный Мицубиси в годы Второй Мировой Войны истребитель Зеро стал нарицательным символом японских воздушной мощи тех кровавых лет. И снова Мицубиси творец боевой мощи японских ВВС. Первоначально Япония стала создавать с конца 60гг. годов XX века сверхзвуковой учебно-тренировочный и учебно-боевой самолет T — 2. Это были годы подъема накала войны во Вьетнаме. Америка была вынуждена больше считаться со своими союзниками по борьбе с распространением влияния коммунизма и стран его поддерживающих. В ходе успешного создания данного самолета решили создать и полноценный боевой самолет на его базе. К тому времени шел уже 1973 год. Был ясно, что американские ВВС не сумели сломить воинственный дух «коммунистической Спарты»[1] — Демократической Республики Вьетнам. Они подписали Парижское мирное соглашение о выводе своей армии из Южного Вьетнама. Мао Цзэдун(подробнее о нем тут) успешно развивал ракетно-ядерный щит красного Китая. Сохранял бодрый дух правитель Северной Кореи Ким Ир Сен. Без усиления возможностей своих преданных союзников по борьбе с «красной угрозой» США не могла бы удержать за собой свою сферу влияния в Азии. Поэтому Япония могла в те годы развиваться без преград как в гражданской сфере, так и в военной.
Техническое описание
Самолет сначала получил индекс -T-2(FS), потом стал — FS-T2 Kai (усовершенствованный), а в серию он пошел как F -1. В отличие от T -2 он получил одноместную кабину, большее число узлов подвески вооружения под консолями крыла, датчик предупреждения об облучении вражескими РЛС в задней полусфере и в целом более мощное и совершенное электронное оборудование.
Его построили по классической аэродинамической схеме со стреловидным крылом. Крыло высокого расположения. Шасси трехстоечное, рассчитанное на аэродромы с жестким покрытием. Сердце любого самолета — это мотор. В данном случае это два двухконтурных турбореактивных двигателя «Адур», разработанных совместно французской фирмой «Турбадека» и английской фирмой «Роллс-Ройс» В Японии его выпускали по лицензии как TF-40 IHI-801A. В целом процент своих компонентов национальной разработки не превышал 56,5%. Еще 41,8% выпускались в Японии по лицензии иностранных разработчиков, а 1,7 процента и вовсе закупались. Но для первого своей разработки в области боевой реактивной сверхзвуковой авиации это неплохой результат, на самом-то деле. Бортовое оборудование боевого самолета включало: многофункциональная РЛС, работающая в режимах «воздух — воздух» и «воздух — поверхность» и сопряженная с системой управления оружием, инерциальная навигационная система, английской фирмы «Ферранти», радиовысотомep, система отображения данных на фоне лобового стекла (фирмы «Томпсон-CSF»), вычислитель бомбометания, оптическая система определения дальности и система предупреждения лётчика об облучении самолёта сигналами РЛС противника.
Вооружение состояло из 20 мм американской шестиствольной пушки M61A-1 «Вулкан» (ее японская копия обозначалась JM61), 4 ракеты «воздух-воздух» малой дальности «Сайдуиндер», либо ААМ-1/ААМ-2, 2 противокорабельные ракеты ASM-1. Также возможна подвеска бомб калибром до 340 кг или неуправляемых ракеты различного калибра.
Заключение
Первый послевоенный японский боевой самолет, конечно, не был выдающимися по боевым качествам. В нем было много компонентов, созданных за пределами Японии. Его было запрещено экспортировать за рубеж. И он уже не состоит на вооружения Японии. Его убрали из рядов японской армии еще в 2006 году. Но он показал потенциальные возможности возрожденной из пепла японской промышленности. Создать боевой истребитель сложнее, чем автомобиль или трактор.
Источники:
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f1.html ,
http://www.zvo.su/VVS/yaponskie-sverhzvukovye-samolety.html ,
Первая публикация этой статьи была в блоге: «Техника и жизнь» в 2021 году.
[1] Выражение принадлежит Ли Куань Ю – долголетнему Премьер-Министру Сингапура и фактическому создателя его в современном облике.