Су-25 по прозвищу «Грач»




Су-25СМ
Су-25СМ

В 50 гг. XX столетия в НАТО и в СССР одинаково думали, что даже тактические задачи следует решать с помощью ядерного оружия. Поэтому из состава ВВС и с кульманов инженеров исчезли дозвуковые самолёты-штурмовики. Их место в боевых порядках заняли сверхзвуковые истребители-бомбардировщики. Но после Карибского кризиса концепция стала возвращаться к войне обычными вооружениями. А на учениях и в ходе боевых действий во Вьетнаме обнаружилось преимущество дозвуковых самолётов перед сверхзвуковыми во время нанесения ударов по сухопутным силам противника. Происходило это за счет большей маневренности и возможности сохранения визуального контакта. В 1967 году в СССР был объявлен конкурс на самолёт-штурмовик. Это было простимулировано аналогичным конкурсом в США, в ходе которого, США в 1975 году приняли на вооружение дозвуковой бронированный штурмовик А-10 Тандерболт.

У нас в конкурсе участвовало четыре ОКБ: Сухого, Ильюшина, Микояна и Яковлева. Победила фирма Сухого с полностью оригинальным Су-25, изначально именовавшимся Т-8. Разработки его конкурентов базировались на разработках уже существовавших.

Су-25
Су-25

В 1975 году самолёт совершил первый полёт. В производство самолет пошел в 1978 году. В 1980 были проведены боевые испытания в Афганистане. Принят на вооружение в 1981году.

Впоследствии самолет принимал в войне в Афганистане и во всех последующих конфликтах с участием Российской Армии, включая войну в Сирии. Именно в Афганистане его прозвали «Грач» и он снискал за живучесть и неприхотливость любовь как ВВС, так и тех, кого он поддерживал огнем -сухопутных войск, ВДВ, спецназа. Так же он экспортировался за рубеж, где так же воевал и воюет начиная с Ирано-Иракской войны 1980-1988гг. (на заключительном этапе). Его география поставок простирается от Перу до КНДР.

Су-25К ВВС Болгарии
Су-25К ВВС Болгарии

В последние время он модернизируется в России до варианта Су-25СМ. Есть так же варианты модернизации, разработанные в Израиле (для Грузии), в Украине. В во времена СССР велись переговоры о выпуске в Польше, КНДР, Ираке, но нигде за пределами СССР, а впоследствии Грузии и РФ выпуск не осуществлялся. Существует палубная модификация Су-25УТГ, состоящая на вооружении Российского ВМФ.

Су-25СМ
Су-25СМ

Тактико-технические характеристики Су-25

Размах крыла, м 14.36

Длина самолета, м 15.36

Высота самолета, м 4.80

Площадь крыла, м2 33.70

Масса, кг

пустого самолета 9500

нормальная взлетная 14600

максимальная взлетная 17600

Тип двигателя 2 ТРД Р-195 (на первых — Р95Ш)

Максимальная скорость, км/ч

у земли 975

на высоте М=0.82

Практическая дальность, км 1850

Боевой радиус действия, км

на высоте 1250

у земли 750

Практический потолок, м 7000-10000

Макс. высота боевого применения 5000

Экипаж, чел 1

Вооружение: одна 30-мм двуствольная пушка ГШ-30-2 в нижней носовой части с 250 снарядами.

Боевая нагрузка — 4340 кг на 8(10) узлах подвески, нормальная нагрузка — 1340 кг

Бомбовая нагрузка : До 8 бомб с лазерным наведением,

8-10 500-,250-кг бомбы, 32 100-кг бомбы,

бронебойные бомбы, напалмовые баки

НУР: 8-10 ПУ УБ-32-57 (320(252) х 57-мм)

или 8-10 240-мм, блоки НАР типа С-5 (57 мм), С-8 (80 мм), С-24 (240 мм) и С-25 (340 мм).

УР: воздух-воздух Р-3(АА-2) или Р-60(АА-8)

воздух-поверхность Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л

Контейнеры СППУ-22 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л с 260 снарядами.

Кабина пилота бронированная

Источники: http://www.airwar.ru/enc/attack/su25.html,

Федор Болдырев 2019©

Первая публикация данной статьи была в 2019 году в блоге «Техника и жизнь».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *