В 50 гг. XX столетия в НАТО и в СССР одинаково думали, что даже тактические задачи следует решать с помощью ядерного оружия. Поэтому из состава ВВС и с кульманов инженеров исчезли дозвуковые самолёты-штурмовики. Их место в боевых порядках заняли сверхзвуковые истребители-бомбардировщики. Но после Карибского кризиса концепция стала возвращаться к войне обычными вооружениями. А на учениях и в ходе боевых действий во Вьетнаме обнаружилось преимущество дозвуковых самолётов перед сверхзвуковыми во время нанесения ударов по сухопутным силам противника. Происходило это за счет большей маневренности и возможности сохранения визуального контакта. В 1967 году в СССР был объявлен конкурс на самолёт-штурмовик. Это было простимулировано аналогичным конкурсом в США, в ходе которого, США в 1975 году приняли на вооружение дозвуковой бронированный штурмовик А-10 Тандерболт.
У нас в конкурсе участвовало четыре ОКБ: Сухого, Ильюшина, Микояна и Яковлева. Победила фирма Сухого с полностью оригинальным Су-25, изначально именовавшимся Т-8. Разработки его конкурентов базировались на разработках уже существовавших.
В 1975 году самолёт совершил первый полёт. В производство самолет пошел в 1978 году. В 1980 были проведены боевые испытания в Афганистане. Принят на вооружение в 1981году.
Впоследствии самолет принимал в войне в Афганистане и во всех последующих конфликтах с участием Российской Армии, включая войну в Сирии. Именно в Афганистане его прозвали «Грач» и он снискал за живучесть и неприхотливость любовь как ВВС, так и тех, кого он поддерживал огнем -сухопутных войск, ВДВ, спецназа. Так же он экспортировался за рубеж, где так же воевал и воюет начиная с Ирано-Иракской войны 1980-1988гг. (на заключительном этапе). Его география поставок простирается от Перу до КНДР.
В последние время он модернизируется в России до варианта Су-25СМ. Есть так же варианты модернизации, разработанные в Израиле (для Грузии), в Украине. В во времена СССР велись переговоры о выпуске в Польше, КНДР, Ираке, но нигде за пределами СССР, а впоследствии Грузии и РФ выпуск не осуществлялся. Существует палубная модификация Су-25УТГ, состоящая на вооружении Российского ВМФ.
Тактико-технические характеристики Су-25
Размах крыла, м 14.36
Длина самолета, м 15.36
Высота самолета, м 4.80
Площадь крыла, м2 33.70
Масса, кг
пустого самолета 9500
нормальная взлетная 14600
максимальная взлетная 17600
Тип двигателя 2 ТРД Р-195 (на первых — Р95Ш)
Максимальная скорость, км/ч
у земли 975
на высоте М=0.82
Практическая дальность, км 1850
Боевой радиус действия, км
на высоте 1250
у земли 750
Практический потолок, м 7000-10000
Макс. высота боевого применения 5000
Экипаж, чел 1
Вооружение: одна 30-мм двуствольная пушка ГШ-30-2 в нижней носовой части с 250 снарядами.
Боевая нагрузка — 4340 кг на 8(10) узлах подвески, нормальная нагрузка — 1340 кг
Бомбовая нагрузка : До 8 бомб с лазерным наведением,
8-10 500-,250-кг бомбы, 32 100-кг бомбы,
бронебойные бомбы, напалмовые баки
НУР: 8-10 ПУ УБ-32-57 (320(252) х 57-мм)
или 8-10 240-мм, блоки НАР типа С-5 (57 мм), С-8 (80 мм), С-24 (240 мм) и С-25 (340 мм).
УР: воздух-воздух Р-3(АА-2) или Р-60(АА-8)
воздух-поверхность Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л
Контейнеры СППУ-22 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л с 260 снарядами.
Кабина пилота бронированная
Источники: http://www.airwar.ru/enc/attack/su25.html,
Первая публикация данной статьи была в 2019 году в блоге «Техника и жизнь».