Ту-160 – грозный «Белый лебедь»



Ту-160
Ту-160

В ходе Вьетнамской Войны стало ясно что дозвуковые бомбардировщики не смогу прорывать ПВО противника. Но проблемы были и у высотной авиации. А у нас на вооружение стратегической авиации были только дозвуковые и высотные Ту-95 и М-4. В 1967 году Совет Министров СССР принял решение о создании нового стратегического боевого самолета со сверхзвуковой максимальной скоростью полета и возможностью прорыва ПВО на малых высотах с дозвуковой скоростью. К решению постановление были поначалу привлечены ОКБ Сухого (Т-4МС) и Мясищева (М-18). Туполев вклинился в программу вначале в инициативном порядке с своим боевым вариантом пассажирского Ту-144. Туполевский проект поддержки у военных не встретил. Разработки же Мясищева и Сухого получили поддержку военных, особенно Мясищева.

М-18
М-18

Но у недавно воссозданного ОКБ Мясищева не было соответствующей производственной базы. ОКБ Сухого было занято проектами более легких истребителей и истребителей-бомбардировщиков, более важных для советских ВВС, чем создание нового стратегического ракетоносца. Было принято решение передать все наработки Сухого и Мясищева в ОКБ Туполева и там спроектировать новый бомбардировщик на базе Мясищевского М-18.

Т-4МС
Т-4МС

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1974 году началось проектирование. Вначале «туполевцы» не хотели копировать М-18 и начали проектировать с нуля, с опорой на наработки Ту-144 преимущественно, а также Ту-22М ( с изменяемой геометрией крыла) и Ту-95. Даже отказались от изменяемой геометрией крыла. Но в ходе работ стало ясно, что конструктивная схема, предложенная в свое время на «фирме Мясищева», в ходе создания М-18, – оптимальна. И к ней вернулись, хотя нельзя сказать, что Ту-160 копия М-18, как нельзя сказать, что он копия американского B-1 «Lancer»(подробнее о нем тут). Это самостоятельная разработка «фирмы Туполева».

Первый полет самолет совершил 18 декабря 1981 года

10 октября 1984 года совершила первый свое полет первая серийная машина

А в 1989 году были завершены госиспытания.

Самолет получился самым большим и тяжелым сверхзвуковым самолетом в мире. Он же самый большой и тяжелый самолет в мире с изменяемой стреловидностью крыла. Так же он самый большой и быстрый бомбардировщик в мире.

Ту-160
Ту-160

Ту-160 создан низкопланом, построенным по интегральной схеме с крыльями изменяемой стреловидности.

Оснащен мощными бортовыми радиоэлектронными системами, включающим в себя бортовой комплекс обороны «Байкал». Первый самолет, получивший в дальней авиации туалет в состав бортового оборудования.

На вооружении изначально стояли ракеты дальнего радиуса Х-55(М), бомбы только в случае переоборудования. Сейчас в ходе модернизации Ту-160М(подробнее о них — тут) получили в арсеналы управляемый бомбы и большую палитру различных ракет. Такие боевые машины приняли участие в конфликте в Сирии. Это стало боевым крещение «Белых лебедей», как их прозвали в войсках.

Ту-160
Ту-160

Тактико-технические характеристики:

Размах крыла, м

максимальный 55,70

минимальный 35,60

Длина самолета, м 54,10

Высота самолета, м 13,20

Площадь крыла, м2 360.0

Масса, кг

пустого самолета 110000

нормальная взлетная 267600

максимальная взлетная 275000

Масса топлива, кг 148000

Тип двигателя 4 ТРДДФ НК-32

Tяга, кН

бесфорсажная 4 х 137.20

форсажная 4 х 245.70

Максимальная скорость, км/ч

на высоте 2000

у земли 1030

Крейсерская скорость, км/ч 850

Практическая дальность, км

с нормальной бомбовой загрузкой 14000

с максимальной бомбовой загрузкой 10500

Продолжительность полета, ч 15

Максимальная скороподъемность, м/мин 4200

Практический потолок, м 15600

Макс. эксплуатационная перегрузка 2.0

Экипаж, чел 4

Вооружение:

В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках размещаться различная целевая нагрузка общей массой стандартно — 22500 кг, максимально — до 40000 кг:

в том числе 2 барабанные ПУ с шестью стратегическими и тактическими КР Х-55 и Х-55М.

Источники: http://www.airwar.ru/enc/bomber/tu160.html,

Болдырев Федор 2019©

Первая публикация данной статьи была в блоге «Техника и жизнь» в 2019 году.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *