Введение
В 90 гг. XX века ВВС США думали в начале XXI века перейти на более современные самолеты пятого поколения. Но программа F-22(подробнее о нем у меня тут) была урезана по финансовым соображениям, а более простой и дешевый F-35 оказался не слишком удачным, и до сих пор в полной мере не доведен до состояния полной боеготовности. Кроме того, F-22 и F-35 не способны нести перспективное гиперзвуковое оружие воздушного базирования(подробнее о нем у меня тут), ставшее ныне реальностью не только для ВВС России, но и для ВВС США (габариты внутренних отсеков не позволяют). Поэтому в 2018 году началось создание модернизированной версии F-15 для ВВС США. В этом Америка вдохновлялась примером России, создавшей продвинутые модификации МиГ-29(подробнее о нем у меня тут) и Су-27(подробнее о нем у меня тут). Как и Россия с Су-30 для ВВС РФ, США «новый-старый» истребитель создала на базе экспортного F-15QA, предназначенного для экспорта в богатый Катар. Некоторые элементы были еще раньше отработаны на F-15SA для Саудовской Аравии.
Особенности конструкции, история создания и отличия от более ранних версий F-15
По сути, F-15EX это незначительно доработанный F-15QA. F-15QA, в свою очередь — это двухместный многофункциональный истребитель, получивший в отличие от F-15E цифровую систему управления «по проводам», новую РЛС с АФАР (активная фазированная решетка) AN/APG-82(V)1, шлемы обоих членов экипажа с системой Joint Helmet-Mounted Cueing Systems (JHMCS), новые дисплеи, в том числе с проекцией на фонари пилота и оператора-вооружения, более мощные моторы Дженерал Электрик (General Electric) F110-GE-129 и дополнительные узлы подвески вооружения, в том числе усовершенствованной конструкции. Последнее, кстати, расширило номенклатуру вооружения.
Сама конструкция в целом усилена по сравнению с более ранними версиями F-15 и как F-15E получила конформные топливные баки.
На F-15EX к этому добавилась новая ЭВМ, новое программное обеспечение, комплекс РЭБ и РЭР Eagle Passive Active Warning Survivability System (EPAWSS), новые средства связи. Всего планируется поставить 200 таких самолетов в ВВС США(данные 2021 года на момент первой публикации статьи в блоге «Техника и жизнь»). Первый самолет прибыл на испытания в ВВС США в начале 2021 года. Готовность самолетов к боевому применению будет достигнута в 2024 году. Причем часть элементов модернизации, в частности, РЛС, уже устанавливается на строевые F-15E.
Заключение
По боевым свойствам F-15EX превзойдет своего предшественника, но он имеет сильную заметность и дозвуковую крейсерскую скорость, уступает F-22 и по маневренности. В отличие от F-35 он не способен прорывать серьезную ПВО противника с современными комплексами ПВО. Единственное весомое преимущество — возможность применения гиперзвукового оружия, которое не способны нести F-35A. По стоимости одного экземпляра он равен F-35A (те же самые 80 миллионов долларов). В эксплуатации он дешевле. На F-15EX стоимость часа будет равняться 27 тысячам долларов, против 35 тысяч на F-35А. Но главная задача закупок F-15EX и переделки в них более ранних версий F-15 — поддержать боеготовность ВВС США во время проблем с боеготовностью новых F-35 и в ожидание поставок новых боевых самолетов по программе NGAD(подробнее о ней у меня тут). Данная программа предусматривает создание целого семейства боевых самолетов, беспилотных и с опциональными пилотируемыми вариантами. С управлением беспилотниками для воздушного боя с борта пилотируемых самолетов и с использованием искусственного интеллекта. Данные самолеты будут относится к шестому поколению. Против слабых в военном отношении соперников США из стран третьего мира и негосударственных вооруженных формирований F-15EX очень даже годен, как и в качестве носителя гиперзвуковых ракет. Также возможно комбинированное использование F-15EX с истребителями пятого поколения. В таком случае F-35 и F-22, пользуясь своей малой заметностью, дают целеуказание F-15EX с гиперзвуковым оружием на борту.
Источники
https://www.airforcemag.com/article/joining-up-on-the-f-15ex/
https://topwar.ru/167308-ssha-sobirajutsja-zakupat-istrebitelej-boeing-f-15ex.html,
Иллюстрации: https://www.boeing.com, https://www.geaviation.com
Первая публикация данной статьи была в 2021 году в блоге «Техника и жизнь».