Введение
В связи с развертыванием производства Су-57(подробнее о нем у меня тут) в России поднимается вопрос о наличии истребителей пятого поколения не только у США и ее союзников, но и в КНР. Это имеет значение не столько для нашей безопасности, сколько с позиции — будут ли истребители Поднебесной нашим конкурентами? Не секрет, что рынки продаж оружия из РФ и Китая пересекаются. Формально КНР давно выпускают такой истребитель в отличие от России — Chengdu J-20. Но является ли J-20 истребителем пятого поколения и вообще истребителем завоевания господства в воздухе вопрос дискуссионной на самом то деле.
Описание истории создания Chengdu J-20 и его характерных особенностей
История Chengdu J-20 началась в 2002 году. Его еще называют Могучий Дракон (Wēilóng) – Chengdu же это просто название по первому слову в названии Chengdu Aircraft Industry Corporation, создавшей его. Тогда стало ясно, что в США началось серийное производство истребителя пятого поколения F-22A Raptor(подробнее о нем у меня тут). Было понятно, что за ним последуют новые самолеты других классов для ВВС США. КНР должна была готовить свой ответ на американские авиастроительные программы. Была начата программа J-XX, предусматривающая создание китайского ответа на американские и российские истребительные программы пятого поколения. В рамках нее кроме J-20 создан и J-31(FC-31) — более дешевый и более манёвренный легкий истребитель(подробнее о нем у меня тут). Первый полет J-20 совершил 11 января 2011 года. Таким образом ему к настоящему времени исполнилось 10 лет. В начале 2017 года его приняли на вооружение. На данный момент количество таких самолетов в ВВС Китая достигло нескольких десятков(статья первый раз была опубликована в 2021 году в блоге «Техника и жизнь»). Самолет создавался по современному китайскому рецепту: элементы от множества иностранных образцов и добавление своих — порой весьма передовых идей, увязанных вместе под оригинальную, отличную от иностранных концепцию применения. Размерами и аэродинамикой он ближе всего к не пошедшему в производство проекту 1.44 нашего ОКБ Микояна и Гуревича.
Но есть и существенные отличия. Само по себе сотрудничество могло быть ввиду усилий по так и не начавшемуся выпуску МиГ-29[1](подробнее о МиГ-29 у меня тут) в КНР в начале 90гг. и других фактов взаимодействия МиГ и КНР. Но отличия настолько существенны, что следует говорить о принципиально другой концепции создания истребителя. Если советские инженеры заложили в 1.44 в первую очередь маневренность, то в Китае наоборот этому вопросу уделили меньше внимания. Он маломаневренен не только из-за большей удельной нагрузки на крыло, но и из-за смещенного в хвостовую часть аэродинамического фокуса. Зато есть и другие отличия: китайский истребитель несет оружие в отличие от российского образца исключительно во внутрифюзеляжных узлах подвески, также применены другие приемы, для уменьшения дальности обнаружения самолета вражескими РЛС, в том числе заимствованные от американских F-22 и F-35. Но форма воздухозаборников J-20, уменьшая радиолокационную заметность, может создавать ограничения и по максимальной скорости полета. Интересен и набор вооружения «воздух-воздух». В его составе нет авиационной пушки и явно приоритет отдается ракетам «воздух-воздух» средней и большой дальности. Официальный боекомплект включает две ракеты малой дальности в боковых внутрифюзеляжных узлах подвески и четыре (пишут и до шести) ракет малой, средней и большой дальности (дальностью до 300км) в центральном внутрифюзеляжном отсеке подвески вооружений. В этой связи возникает два вопроса: какой в таком случае тактика применения J-20 и действительно ли он ориентирован исключительно на воздушных бой и несет оружие только «воздух-воздух»?
Тактика воздушного боя возможна рассчитана на поражение с больших дистанций самолетов ДРЛО (AWACS) и самолетов-заправщиков[2], но не исключен и вариант, что в сочетание с древним китайским постулатом «война есть путь обмана» — Китай лукавит, называя J-20 истребителем воздушного боя. Вполне возможно, что на практике J-20 скорее аналог по назначению и возможностям советского Су-24 и российского Су-34(подробнее о нем у меня тут), будучи предназначен для ударных функций, в том числе по вражеским боевым кораблям. Учитывая, что нанести поражение в Тихом Океане своим соперникам в лице Тайваня, Японии и США без воздушных ударов по ним для КНР невозможно, это вариант вполне вероятен. Он объясняет и отсутствие попыток Китая экспортировать данный самолет. Спрос на ударные самолеты такого класса за рубежом действительно низок. Многофункциональные истребители классов российского Су-30 или американского F-35 вызывают гораздо больший интерес нежели узкоспециализированные ударные самолеты. Вместе с тем версию, что J-20 способен «выбивать» самолеты ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения) и воздушные танкеры не стоит сбрасывать со счетов. Такую возможность для нашего МиГ-31(подробнее о нему у меня тут) активно обсуждали в России еще в 90гг. Учитывая, что действия авиации США в Тихом Океане невозможны без самолетов ДРЛО и самолетов-заправщиков КНР не мог не задуматься о создании для себя возможностей борьбы с ними. Скорей всего J-20 сочетает в себе обе функции – ударного самолета по наземным и морским целям, и охотника на ДРЛО и воздушные танкеры. Наш МиГ-31 также имеет модификации как перехватчика(о его последней версии МиГ-31БМ у меня тут), так и ударного самолета с гиперзвуковой ракетой «Кинжал»(об этой версии у меня тут). Да самолеты разные, но разные и годы их создания.
Техническое описание J-20
J-20 представляет собой высокоплан, построенный по аэродинамической схеме утка. Утка предусматривает переднее горизонтальное оперение. Самолет выполнен с аэродинамической неустойчивостью, повышающей маневренность и с использованием интегральной схемы. По размерам и весу он превосходит российский Су-57 и американский F-22. Горизонтальное и вертикальное оперение цельноповоротные. Интересна ситуация с двигателями. Он выполнен двухдвигательным. Первые полеты он выполнял с мотором WS-10C Taihang разработки самого Китая. Он имел тягу в 120–140 кН и восходил по конструкции к двигателю Woshan WS-6 еще 80гг прошлого века. Но ресурс WS-10C долгое время оставался на уровне нескольких десятков часов, что крайне мало для реальной эксплуатации. Поэтому первые серийные J-20A оснащались российскими авиадвигателями АЛ-31ФМ2 с тягой 145 кН.Это вызывало недовольство в Китае, с середины 2019 года как сообщается все-таки J-20A стали оснащаться WS-10C чей ресурс КНР удалось несколько повысить, но тяга осталась недостаточной. С 2020 года выпускают J-20B, оснащенные управляемым вектором тяги. В будущем J-20 собираются оснащать моторами WS-15 собственной китайской разработки и производства с тягой в 180 кН. Как сообщается, он позволит китайскому самолету развивать сверхзвуковую крейсерскую скорость. На насколько это соответствует действительности в условиях традиционной китайской секретности остается открытым.
С бортовым электронным оборудованием ситуация более определенная. Оно полностью национального китайского производства, хотя не факт, что полностью своей разработки. Самолет оснащен локатором с активной фазированной решеткой и оптико-электронной системой обнаружения и наведения, подобной той, что стоит на F-35. РЛС способна сопровождать до 15 целей и наводить ракеты на 4 из них. Она также способна выполнять функции установки радиоэлектронной борьбы. Пилота снабдили шлемом с голографическим дисплеем.
Номенклатура ракет «воздух-воздух» включает ракеты малой дальности PL-10 с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения и радиусом действия до 50км, ракеты средней дальности PL-12 c активной радиолокационной головкой самонаведения с дальностью до 90 км и ракеты большой дальностью PL-15 с активной радиолокационной головкой ГСН и дальностью до 300км.
Также он может оснащаться ракетой большой дальности PL-21. Американская ракета «воздух-воздух» средней дальности AMRAAM AIM-1209(подробнее о ней у меня тут) бьет в последний версиях не более чем на 180 км. А ракет большой дальности в ВВС США сейчас нет. Наличие оружия «воздух-поверхность» является дискуссионным вопросом.
Заключение
J-20 вряд ли выступит конкурентом российских Су-30, Су-35(подробнее о нем у меня тут), Су-57 и российского перспективного однодвигательного истребителя пятого поколения Су-75 (подробнее о нем у меня тут)[3]. Ввиду того, что машина совсем другого класса и предназначения. Даже если верна версия о его ударных возможностях, то в таком случае он конкурент только чисто ударному Су-34, о закупках которого думают Алжир и Вьетнам. Но Вьетнам не купит китайское оружие по политическим причинам. Алжир также весьма прохладно относится к закупкам китайского оружия предпочитаю оружие из России, Европейского союза и США. В итоге конкурентом российских истребителей может стать только J-31 при условии наличия для него эффективного авиамотора разработки самой КНР.
Список источников:
https://topwar.ru/177227-kitajskie-samolety-luchshe-rossijskih.html,
https://topwar.ru/177012-sovetskie-i-rossijskie-korni-kitajskih-istrebitelej.html,
https://naukatehnika.com/kitajskij-istrebitel-j-20.html,
https://www.globalsecurity.org/military/world/china/ws15.htm,
http://nevskii-bastion.ru/j-20-china/,
http://www.airwar.ru/enc/fighter/j20.html,
https://avia.pro/blog/chengdu-j-20,
Первая публикация данной статьи была в 2021 году в блоге «Техника и жизнь».
[1] https://topwar.ru/177012-sovetskie-i-rossijskie-korni-kitajskih-istrebitelej.html