Серия: Боевые самолеты
История Су-57
Его история началась, когда Парады на Красной Площади в честь Октября 1917 еще проводились. И над СССР еще гордо веяло красное знамя с серпом и молотом.
Только высохла краска с первых серийных МиГ-29 и Су-27, а пора уже было проектировать новые истребители им на замену.
Ведь, мы были и есть не одиноки в мире. Звание Великой Державы подразумевает и наличие соперников. Главным и тогда были США.
Они в противовес Су-27 стали проектировать истребители по программе ATF (Advanced Tactical Fighter – передовой тактический истребитель). Именно в рамках программы ATF были сформулированы требования, ставшие обязательными для истребителей пятого поколения во всем мире.
Их было две модели – YF-22 и YF-23, на тот момент.
Мы, узнав, об этой программе, забеспокоились и стали по программе И-90 (Истребитель 90-х) в 1979 году проектировать истребители Су-47 и МиГ 1.44. По сути, мы начали И-90 еще до начала официального старта ATF. Проект 1.44 был детищем бюро имени Микояна и Гуревича.
Он также именовался МиГ 1.42 и МФИ (Многофункциональный истребитель), а в серии должен был получить индекс МиГ-35. Название «Истребитель 90-х годов» было выбрано не случайно. Именно в начале 90-х должен был по первоначальным замыслам США поступить на вооружение их ВВС истребитель F-22 Raptor, ставший победителем в программе ATF.
И мы хотели в противовес ему принять на вооружение наш истребитель примерно в те же сроки. Но наступили суровые 90-е. Программа истребителя пятого поколения И-90 стала падчерицей Российской Федерации. Не было ни средств на нее, ни необходимости в ее реализации. США ввиду развала ОВД (Организации Варшавского Договора) и СССР отказалась от быстрого выполнения программы F-22, да и были у них технические трудности с ним. Вдобавок была у нас сильна теория, что России не нужна ни сильная армия, ни свой ВПК. Вера в «Конец истории» была очень велика тогда во влиятельных в ельцинской России кругах. Тем не менее ОКБ Сухого и ОКБ Микояна делали свои машины, в том числе, на собственные весьма скудные средства. Су-47 (С-37) был самолетом с обратной стреловидностью. Весьма спорное решение, хотя в теории интересное.
Его удалось поднять 25 сентября 1997 года, но из-за проблемы всех самолетов с обратной стреловидностью – флаттера, он так и не стал боевым образцом. На МиГ 1.44 у ОКБ хронически не хватало средств. МиГ-29(подробнее о нем тут) был не столь востребован на заграничном рынке как Су-27(подробнее о нем тут) и его производные. Меж тем время тикало. США дорабатывало F-22A Raptor(подробнее о нем тут) и активно проектировало F-35A Lighting-II. Обстановка за пределами нашей страны накалялась. Прошли бомбардировки Югославии. Сжималось кольцо вокруг Ирака. Сложной была обстановка с Ираном и на Корейском полуострове. А наши первые наработки по МиГ 1.42 были сделаны еще в конце 70-х годов. Уже был смысл начать заново. По приходу к власти Владимира Путина вначале активизировали разработки Су-47 и МиГ 1.44, началось создание доработанного МиГ 1.46. 29 февраля 2000 года подняли в воздух МиГ 1.44. Но в итоге, решили создать новый образец, отличный и от Су-47, и от МФИ.
Решение о создании Су-57 и закрытии программ создания боевых самолетов МиГ 1.44 и Су-47 «Беркут» было принято в 2002 году. Первоначальное название самолета было Т-50. Именно под таким обозначение поднялся в 2010 году его первый опытный экземпляр. Наработки полученные при создании Су-47 «Беркут» и МиГ 1.44 активно использовались при создании Су-57. В частности двигатель — АЛ-41Ф1 первоначально создавали для установки на МиГ 1.44, но в итоге он встал на Су-57. Первые проработки нового самолета ОКБ Сухого начало еще до начала его официального создания в 1999 году. Программа его создания получила официальное создание ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). В конструкции была предусмотрена в случае возможности унификация с более ранними образцами Сухого. В частности, оборудование кабины имеет общие детали с Су-35.
Двигатель — АЛ-41Ф1 схож с двигателем АЛ-31, установленным на Су-27 и еще больше схож с двигателем АЛ-41Ф1С от Су-35. Но по сравнению с двигателем АЛ-41Ф1С он значительно усовершенствован. Он позволяет достигать сверхзвуковой крейсерской скорости полета. Вместе с тем, с 2023 на Су-57 будет устанавливаться принципиально новый двигатель «изделие 30». АЛ-41 в его нынешнем виде применен для ускорения процесса разработки и налаживания серийного производства. ПАК ФА изначально предусматривала создание истребителя, отвечающего всем требования к истребителям пятого поколения. Этим эта программа отличается от программ создания новых самолетов на базе Су-27 и МиГ-29. Серийное производство Су-57 началось в 2019 году. Су-57 из опытной партии уже приняли участие в боевых действиях в Сирии. Потенциально Су-57 опасный соперник в бою не только для F-22 Raptor, но и для более массовых F-35 Lightning -II (Молния) и Eurofighter Typhoon (Тайфун).
Предполагаются его поставки в Алжир, Индию, Перу, Вьетнам, Китай, Малайзию и другие страны. В Индии возможна его лицензионная сборка. Его экспортный вариант получил индекс Су-57Э. Его главным конкурентом на экспортных рынках считают F-35A. Но F-35A стоит менее 100 миллионов долларов, а Су-57Э стоит 34 миллиона долларов. Это дает ему большие преимущества по цене. Китайский истребитель пятого поколения J-20 Chengdu(подробнее о нем тут) также значительно дороже своего российского аналога.
Техническое описание
Самолет выполнен одноместным и двухдвигательным. По традиционной аэродинамической схеме.
Вместо использования дополнительного переднего горизонтального оперения как на некоторых других разработках ОКБ Сухого здесь использовали дополнительную отклоняемую поверхность на передней части крыла большой площади. Это позволяет упростить механизмы управления и снизить заметность для вражеских РЛС. Вопросам снижения заметности уделено большое внимание. Разработчики часто шли на снижение эффективности бортовой аппаратуры при условии снижения за счет этого заметности самолета в диапазоне волн, на которых работают РЛС обнаружения и наведения. Также уделено внимание собственным средства обнаружения противника. Самолет имеет пять РЛС, интегрированных в обшивку. Все они имеют активную фазированную решетку (АФАР), одна из них работает в L-диапазоне, хорошо подходящем для обнаружения малозаметных летательных аппаратов противника. Также самолет имеет оптико-электронную локационную станцию. Она работает преимущественно в передней полусфере самолета. Многие данные по бортовым системам самолета и характеристикам самого истребителя являются засекреченными. Возможности бортовых систем самолета позволяют его использовать как самолет РЭБ (радиоэлектронной борьбы).
Т-50 — прототип Су-57
Для снижения заметности применяются те же способы, что и на заграничных самолетах. Подбор внешних форм самолета взаимно поглощающих радиоотражение, специальные покрытия, поглощающие радиоволны. Разработчиками авиадвигателей Су-57, также, приняты специальные меры для уменьшения заметности в инфракрасном диапазоне. Двигатели оснащены управляемым вектором тяги в двух плоскостях. Боекомплект располагается, в том числе, и во внутренних отсеках истребителя. Самолет превосходит по размерам и Су-27 и F-22A Raptor, и не пошедший в серию МиГ 1.44. Вооружение состоит из 30мм пушки, различных управляемых ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» и управляемых авиабомб. 30 мм пушка 9-А1-4071К разработана на базе авиационной пушки истребителей МиГ-29 и Су-27. В качестве ракет «воздух-воздух» средней дальности в настоящее время используют РВВ-СД, с дальнейшей их заменой на более дальнобойные К-77М. Ракеты малой дальности «воздух-воздух» это РВВ-МД. РВВ-МД также новейшая разработка наших оружейников. Суммарное число ракет «воздух-воздух» не менее десяти единиц. Число управляемых бомб КАБ-500 доходит до восьми единиц. Также вместо них размещают управляемые ракеты «воздух-поверхность» общей массой до 4220 кг. Всего Су-57 может нести до 10 тонн полезной нагрузки различной номенклатуры. В будущем номенклатура вооружений будет обновлена за счет разработки новых систем вооружений различного назначения и типа.
Источники:
https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/novyj-istrebitel-t-50/,
https://www.arms-expo.ru/news/novye-razrabotki/k-desyatiletiyu-pervogo-poleta-pakfa-su-57-eksportnyy-potentsial-su-57-28-yanvarya-2020-goda-vladimi/,
https://www.computerra.ru/251445/top-5-samyh-moshhnyh-istrebitelej/,
https://topwar.ru/9157-programma-atf-ili-pervye-shagi-pyatogo-pokoleniya.html;