
Этой осенью (статья первоначально была опубликована 9 сентября 2019 года в моем блоге «Техника жизнь») в свой первый рейс по Арктике(подробнее об этом тут) пойдут уже два китайских ледокольных судна -Xuelong и Xuelong-2.
Xuelong (Снежный Дракон) был куплен в Украине в 1994 году. Изначально он принадлежал к судам проекта 10621 (головной в серии «Иван Папанин»). Собственно говоря, это не ледокол, а ледокольное судно научно-исследовательского предназначения. В таком качестве его использует и КНР. Заодно, готовя на нём кадры для будущих новых китайских ледоколов. После первого прохождения Северного Морского Пути Xuelong в 2012 году, КНР заказала в 2012 году новый ледокол, по сути финской разработки, но постройки Китая на верфи в Шанхае. Он чуть меньше, но не менее мощный. Xuelong-2 по сути, тоже ледокольное судно. В эксплуатацию его сдали 11 июля 2019 года. Одновременно в 2015 году были обозначены планы постройки двух военных ледокольных кораблей для службы в замерзающем до определенной степени зимой Бохайском море. Анонсированы планы постройки атомных ледоколов, не исключено использование опыта России(подробнее об этом тут) в их постройке, хотя официально это вряд ли признают.
Xuelong и Xuelong-2 судя по всему заказаны ради подготовки кадров и накопления опыта эксплуатации и постройки. Вспоминается девиз КНР в 90-е в области военного флота: «больше экспериментировать и меньше строить». В нулевые годы он сменился на массовое строительство новых, современных боевых кораблей. Первые два китайские ледокола построены, судя по всему, в рамках этой же концепции и затем будут сменены массовой постройкой уже опробованных конструкций.
Технические характеристики Xuelong-2:
— длина корпуса — 122,5 м;
— ширина — 22,3 м;
— водоизмещение — 13 990 т;
— дизель-электрическая двигательная система, имеющая два 16-цилиндровых и два 12-цилиндровых двигателя и с двумя азимутальными подруливающими устройствами мощностью 7,5 МВт, а также подруливающие устройства туннельного типа, которые дают скорость до 15 узлов в открытой воде и 3 узла при колке 1,5-метрового (4,9 фута) льда.
— автономность — 60 суток,
— 90 членов экипажа и исследователей;
— ледовый класс PC3;
— возможность преодоления льда при движении как носом, так и кормой;
Корабль оснащен современным оборудованием научных исследований.
Иллюстрации: https://defpost.com/china-launches-first-domestically-built-icebreaker-snow-dragon-2-xuelong-2/,
http://morvesti.ru/tems/detail.php?ID=23735,
О политических и экономических аспектах постройке ледоколов Китаем читать тут.
Первая публикация была в блоге «Техника и жизнь» 9 сентября 2019 года.
Спасибо всем, кто прочел статью!
Китай будет строить и ледоколы и суда ледового класса. Это — неизбежность.
Согласен