Введение
Ту-95, благодаря своим турбовинтовым двигателям, стал одним из самых заметных персонажей «Холодной войны». Но он не сошел с арены и в наше время. Несколько лет назад он впервые в своей биографии работал по реальным целям, пусть и ракетами с обычными боеголовками. Внося ужас и страх в ряды экстремистских формирований в Сирии, запрещенных в России.
История создания
Корейская война 1950-1953гг. показала, что поршневые самолеты — это прошлое боевой авиации. Вместе с тем, было ясно, что нам нужен межконтинентальный стратегический бомбардировщик – носитель атомного оружия. Состоявший на вооружении поршневой Ту-4 не был способен по дальности к ударам по основной территории США. У нас уже велись испытания его глубокой модернизации – межконтинентального поршневого Ту-85. Его решили отправить «в отставку», ради создания нового турбовинтового Ту-95 с межконтинентальной дальностью. При этом был предусмотрено использование технических идей и решений, опробованных на Ту-85, а также готовых узлов и агрегатов от него же.
Проектирование будущего Ту-95 начали в июле 1951 года. К тому времени аналогичный по возможностям бомбардировщик М-4 создавал Владимир Михайлович Мясищев.
В отличии от Владимира Мясищева Андрей Николаевич Туполев сделал ставку на турбовинтовые двигатели. Большую роль в проектирование самолета сыграл Иосиф Фомич Незваль. Именно он в свое время после смерти Владимира Михайловича Петлякова продолжал работы по модернизации тяжелого Пе-8(подробнее о нем у меня тут). Так же он сыграл большую роль в создании Ту-4 и в разработке бомбардировщиков, последовавших за Ту-95.
Первый полет состоялся 12 ноября 1952 года. На первом экземпляре самолета стояли силовые установки 2ТФВ-2Ф. Это был переходный вариант до создания новых силовых установок ТВ-12. К сожалению, данный самолет из-за проблем с надежностью моторов погиб в одном из полетов. Погибли люди. Но обошлось без последствий для разработчиков самолета и двигателей. Времена были еще суровые. Время XX съезда еще не пришло. 16 февраля 1955 года начались летные испытания самолета с новым двигателями ТВ-12. В том же году самолет был запущен в серийно производство. Причем до успешного завершения его испытаний в 1956 году.
Самолет неоднократно модернизировался. На базе него создали пассажирский авиалайнер Ту-114. А также противолодочный самолет Ту-142. Последний экспортировался в Индию. Именно на базе Ту-142 стали создавать в начале 70гг. прошлого века дозвуковой бомбардировщик – альтернативу будущему сверхзвуковому стратегу. Но в итоге будущий сверхзвуковой Ту-160(подробнее о нему у меня тут) и будущих дозвуковой Ту-95МС стали создавать параллельно. Они и служат до сих пор бок о бок в рядах российских вооруженных сил.
Первый полет Ту-95МС совершил в 1979 году. Самолет был создан под применение крылатых ракет большой дальности. Выпуск была налажен с 1981 года в двух вариантах: Ту-95МС-6 и Ту-95МС-16. В согласии с советско-американскими договоренностями о сокращении стратегических наступательных вооружений все самолеты были переоборудованы в вариант Ту-95МС-6.
Часть бомбардировщиков этой модели попали при упразднении СССР в юрисдикцию Украины. Часть из них вернули в Россию, часть уничтожили. Некоторые машины стали экспонатами украинских музеев. Более старые, чем Ту-95МС модификации этого бомбардировщики были сняты с вооружения в начале 90гг. прошлого века. Уже в нашем веке мы начали работы по модернизации части данных машины во вариант Ту-95МСМ. Именно этими машинами работают с 2015 года по целям в Сирийской Арабской Республике. Они поражали цели крылатыми ракетами Х-101(подробнее о них у меня тут). Ранее при СССР данные машины несли крылатые ракеты только с ядерными боевыми частями.
В текущем 2021 году утвержден, но еще не показан, облик перспективного стратегического самолета ПАК ДА. Он заменит в строю те Ту-95МС, что не пройдут модернизацию. Как и его предшественник он будет дозвуковым. Ту-95МСМ будут служить ориентировочно до 40гг. этого века. В этом они напоминают своего американского сверстника и конкурента – B -52. У них не только схожие параметры и годы выпуска, но и предполагаемый срок окончания боевой службы.
Технические особенности Ту-95МС(МСМ)
Стратегический бомбардировщик-ракетоносец изготовлен по нормальной аэродинамической схеме. Имеет высокорасположенное стреловидное крыло большого удлинения. Оно заимствовано от Ту-142. Таким образом оно иное, чем на ранних версиях Ту-95. Для экипажа отсутствуют катапультные кресла ввиду дозвуковой скорости полета. Моторы – турбовинтовые НК 12М. Это самые мощные двигатели данного класса в мире. Из-за них он является самым шумным самолетом советских, а теперь российских ВВС. Поэтому не все служившие в армии вспоминают самолет добрым словом. Движитель оснащен соосными винтами. Ракетное вооружение по соглашению с США только на внутренней подвеске. Изначально также на подкрыльевых узлах подвески. Штатное вооружение: это крылатые ракеты большой дальности Х-55 дальностью 2500 км. Оснащены только ядерными боевыми частями. Так же для самообороны установлены две пушки ГШ-23 калибром 23 мм и системы постановки помех.
На модели Ту-95МСМ внесены значительные изменения.
Он получил новый бортовой комплекс электронного оборудования, модернизированный штатные двигатели, поставлены новые винты. Вместо ракет Х-55 он получил ракеты Х-101 и Х-102. Они отличаются только типом боевой части. Х-101 имеют обычные боеголовки, а Х-102 ядерные. Дальность новых ракет достигает 5500 км, при отклонении от заданной точки попадания не более 7 метров. Так же возможно поражение подвижных целей с точностью не менее 10 м.
Летно-технические характеристики Ту-95МСМ
Заключение
Ту-95МСМ показывает, что многие образцы военной техники при соответствующих модернизациях способны долго сохранять актуальность. Их модернизация вдобавок экономит значительные средства государства.
Источники
http://www.airwar.ru/enc/bomber/tu95ms.html ,
http://www.airwar.ru/enc/bomber/tu95msm.html ,
http://www.airwar.ru/enc/bomber/tu95.html ,
Первая публикация была в блоге «Техника и жизнь» в 2021 году.