Пе-2 – главный бомбардировщик Великой Отечественной Войны



Пе-2 (wikipedia.org)
Пе-2 (wikipedia.org)

 

 

 

 

 

 

Во второй половине 30-гг годов Владимир Михайлович Петляков создал под генеральным руководством Андрея Николаевича Туполева тяжелый бомбардировщик АНТ-42, ставшим впоследствии Пе-8, также, имевший армейское именование ТБ-7.

АНТ-42, 1936 год. Испытания. (Wikipedia.org)
АНТ-42, 1936 год. Испытания. (Wikipedia.org)

 

 

На АНТ-42 Владимир Петляков попытался реализовать концепцию самолета, который бы уходил от истребителей противника за счет высокой скорости и высотности. Полученный опыт вскоре пригодился при создании прославившего его пикирующего бомбардировщика Пе-2. История его создания началась с мрачного для В.М.Петлякова события – ареста в 1937 году. Вначале, как и многих других инженеров и ученых его хотели отправить стандартно в ГУЛАГ, в холод, голод, лес валить. Но к 1938 году положение изменилось. Стало ясно, что повальные репрессии привели к параличу государственного аппарата и экономики. Пострадала и разработка новых самолетов и прочих видов техники.

Пе-2 на марке 1945 года
Пе-2 на марке 1945 года

 

 

 

Сменивший Н.И. Ежова, одного из инициаторов тотальных репрессий, Лаврентий Берия решил уменьшить «вал» репрессий и попутно перевести арестованных, имевших ценные для страны знания, в «шарашки». Опыт организации таких «шарашек» в авиации был уже давно. За ударную работу в них обещали свободу, да и общие условия содержания были лучше, чем в лагерях. Нужда в новых боевых самолётах была огромная – война в Испании показала отставание некогда гордой советской авиации от соперников. Вместе с прочими получил перевод в «шарашку» и Владимир Михайлович Петляков, для него это было спасение от возможной гибели в ГУЛАГе. Ему было поручено создание высотного истребителя по двухдвигательной схеме. Подобно прославленному в будущем американскому P-38 Lightning.

P-38 Lightning (wikipedia.org)
P-38 Lightning (wikipedia.org)

 

 

Наш истребитель, названный «100», замышлялся как высотный перехватчик бомбардировщиков и как истребитель сопровождения. Проектирование нового самолета начали в 1938 году, а 22 декабря 1939 года «сотка» совершила первый полет. Это был двухмоторный аппарат с двумя килями, с моторами М-105 жидкостного охлаждения и с турбонагнетателями ТК-2. Изделие имело две гермокабины для экипажа из трех человек. Вооружение состояло из двух пушек ШВАК 20мм и трех пулеметов ШКАС 7,62мм. Один из ШКАС был предназначен для защиты задней полусферы. Было предусмотрено применение авиабомб, причем с пикирования, также предусмотрели экзотические и в те времена противосамолетные авиабомбы. На испытаниях достигли максимальной скорости в 538 км/ч, но расчеты показывали возможность достижения и 600км/ч.

Пе-2 (wikipedia.org)
Пе-2 (wikipedia.org)

 

 

 

 

 

 

 

По итогам испытания высотного истребителя «100» в 1940 году было выпущено заключение, в котором предлагалось создать на базе него пикирующий бомбардировщик. К тому времен этот класс боевых машины активно развивался за рубежом. Обычно это были одномоторные аппараты, к примеру знаменитый Ju-87 («Лаптежник»). В нашей стране к использованию в качестве таких самолетов пытались приспособить истребители Поликарпова И-15, И-15бис, И-153, И-16, известные своими выдающимися маневренными качествами. В ходе Советской-Финской войны 1939-1940годов они активно применялись в таком качестве против финнов. На «100» тоже было предусмотрено его использование в качестве пикировщика. В бомбардировочном варианте было решено отказаться от турбонагнетателей и гермокабины. К тому времени у нас уже был удачный высотный истребитель МиГ-1, вдобавок становилось ясно, что нужда в таком истребителе будет меньше, чем думалось ранее. Вдобавок стало ясно, что создать полноценный пикирующий бомбардировщик на базе уже освоенного в производстве СБ можно, но это лишено большого смысла, ввиду устарелости конструкции СБ. Поэтому было решено проектировать два таких бомбардировщиков — будущий Пе-2 на базе «сотки», как основной проект и для подстраховки одновременно Ар-2 на базе развития СБ. 16 января 1941 года был изготовлен первый серийный Пе-2. Его создатели к тому времени за его создание получили свободу. Ну хоть так!

Пе-2 (wikipedia.org)
Пе-2 (wikipedia.org)

 

 

 

 

 

Машины оснащались двигателями М-105Р мощностью 1100 л.с. Бомбовая нагрузка достигала 1000 кг., из них 600 кг на подвеске внутри фюзеляжа. По скорости в 540км/ч он он не уступал основному нацистскому истребителю Bf-109 (Ме-109). Вскоре он стал главным бомбардировщиком Красной Армии. Их общий выпуск со всеми модификациями за все годы выпуска составил 11 247 единиц. Количество бомбардировщиков других типов значительно уступало Пе-2. К примеру, ДБ-3 и Ил-4 со всеми модификациями выпустили 6784 единиц. В ходе выпуска в конструкцию вносились изменения. В основном они были направлены на усиление стрелково-пушечного вооружения самолета и бронирования. Это ухудшило его скоростные качества. На них плохо повлияло и ухудшение технологии производства из-за трудностей военного времени. К сожалению, сам Владимир Петляков погиб 12 января 1942 года, совершая срочный перелет на Пе-2.

Владимир Михайлович Петляков
Владимир Михайлович Петляков

 

 

 

 

Летчик потерял ориентировку и бомбардировщик врезался в землю. Все находившиеся на борту погибли. Дело продолжил его долголетний заместитель А. И. Путилов. Потом он был сменен молодым, но уже известным своими талантами конструктором В. М. Мясищевым.

Владимир Михайлович Мясищев много внимания уделил улучшению аэродинамики самолета, с целью повышения максимальной скорости пикировщика. С той же цель моторы М-105РА были заменены на двигатели М-105ПФ мощностью 1210л.с, так же была выпущена небольшая партия с силовыми установками воздушного охлаждения М-82 мощностью 1540 л.с. Ввиду их превосходных скоростных качеств их отправили в разведывательные авиаполки. К сожалению, массовый выпуск с такими моторами был затруднен ввиду приоритета производства с этим моторами истребителей Лавочкина. Также и при жизни создателя самолета, и после его гибели активно создавались истребительные модификации. Одна из них – Пе-3 выпускалась и воевала. Выпуск Пе-3 окончательно прекратился в 1944 году. Выпуск Пе-2 прекратили в конце 1945 года, но некоторое время выпускали его учебные варианты. Служил он в наших ВВС до начала 50-х годов. Был он на вооружение не только СССР.

Пе-2 (wikipedia.org)
Пе-2 (wikipedia.org)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Именно на Пе-2 должен был воевать полк «Свободный Франции» «Бретань», летчики и остальное персонал полка прибыли в СССР, но до окончания войны не успели освоить бомбардировщики и вернулись во Францию без самолетов. Пе-2 были предоставлены подразделению 1-го польского смешанного авиакорпуса польских коммунистов. Принять в войне польские Пе-2 не успели, но долго состояли на вооружении «Войска Польского». Поставлены были они послевоенной Чехословакии, где ввиду дефицита запчастей, из-за, прекращения их выпуска в СССР были разработаны проекты их модернизации. Также их поставили в Югославию и Болгарию, КНР. Китайские Пе-2 приняли участие в корейской войне -1950-1953 гг, конфликтах с Тайванем, подавления сопротивление в Тибете.

Летно-технические характеристики

 

 

 

 

 

Источники:

http://airwar.ru/enc/bww2/pe2.html

Медведь А.Н., Хазанов Д.Б.

Пикирующий бомбардировщик Пе-2. «Пешка», ставшая ферзем. – М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2007. -160сю.:ил.

Болдырев Федор 2020©

Первая публикация была в блоге: «Техника и жизнь»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *