Ту-2 – слишком совершенный для военного производства



Ту-2 (wikipedia.org)
Ту-2 (wikipedia.org)

Введение

История Ту-2 началась там же, где и его соперника Пе-2 — в «шарашке». Туда, уже, маститый и знаменитый Андрей Туполев, арестованный в 1937 году, попал в 1938 году.

На тот момент в конце 1938 года была вероятность конфликта с Англией и Францией. Мы готовили ответные меры. Нужны были системы вооружения способные дать отпор возможной агрессии. Помимо разворачивания строительства большого океанского флота нужно было усилить ВВС. Кроме разработки высотных истребителей, например проект «100» — будущий пикировщик Пе-2, И-200– будущий МиГ-1, стали проектировать ударные самолеты способные наносить на большом удалении от советских аэродромов по кораблям Англии и сухопутным целям на территории, контролируемой ей. В частности, Андрей Николаевич Туполев и его команда стали проектировать четырехмоторный пикирующий бомбардировщик под индексом ПБ. Возможность пикирования нужна была дабы за счет высокой точности бомбометания компенсировать малую бомбовую нагрузку. Сделать ее большей значило понизить высотность и скорость. Надежды, что без высоких скоростей и хорошей высотности наши самолеты смогут действовать в зоне действия Англо-Французской ПВО у нас, не было. Сам Андрей Туполев скептически смотрел на четырехмоторный бомбардировщик. И по его инициативе началась одновременно с четырехмоторным вариантом, разработка двухмоторного. Уменьшение числа моторов и общих размеров машины позволяло, пусть и с потерей дальности, повысить скорость машины, сделать ее более дешевой. Последнее было важно в условиях ставки советских руководителей на максимально простую и дешевую в производстве и эксплуатации боевую технику. А будущий пикировщик получался достаточно передовым по технологиям, а значит по советским меркам достаточно дорогим и сложным. Ставка на новейшие технологии и инженерные решения была вообще типична для А.Н. Туполева – первопроходца многих решений в авиации – например цельнометаллических самолетов. Тем не менее до 1940 года разработка четырехвигательного варианта самолета ПБ продолжалась. Но стало ясно, что войны с Англией не будет, а будет война с Германией, где большая дальность не будет нужна. Зато будет повышенная необходимость в скорости и высотности. Собственно, это побудило создать Пе-2 на базе высотного истребителя. И отказаться от пикировщика Ар-2 – недостаточно скоростного по тем временам. Четырехдвигательную модификацию перестали проектировать. Все силы коллектива Туполева были брошены на двухдвигательный вариант, ставший позднее именоваться Ту-2.

Ту-2 (wikipedia.org)
Ту-2 (wikipedia.org)

История эксплуатации и боевого применения.

Первый полет был совершен 29 января 1941 года. На нем стояли два мотора с жидкостным охлаждением АМ-37. Государственные испытания начались в июне 1941 года. По фактической скорости в 637 км/ч он превосходил все советские серийные бомбардировщики того времени. В серию он пошел в марте 1942 года. К тому времени моторы АМ-37 сменили на М-82А как более доведенные, но снизившие его максимальную скорость. Его боевое применения на калининском фронте оказалось очень удачным. Его лично опробовал командующий авиацией калининского фронта легендарный летчик Михаил Михайлович Громов. Он остался доволен этим боевым самолетом. Но он был сложен в производстве. Для него требовался в больших количествах дефицитный после потери Украины алюминий. Как пикировщик на фронте его практически не использовали ввиду дефектов автомата пикирования. Скорость хоть и была выше, чем у Пе-2, но меньше, чем заявлял изначально Андрей Николаевич Туполев. В условиях дефицита материальных ресурсов для более важных стране истребителей и штурмовиков был принято решение прекратить выпуск Ту-2 в октябре того же года. Хотя в поддержку выпуска Ту-2 выступил даже Н.Н. Поликарпов, бывший недругом Андрея Туполева, и которому поручили оценить перспективы производства данного самолета. Но в сентябре 1943 года выпуск возобновили. Машины несколько доработали. Она получила другие двигатели – АШ-82ФН с другим, чем на истребителях с такими же моторами редуктором привода винта. С этим мотором бомбардировщик имел меньшую скорость в 568км/ч, но была улучшена высотность, начав соответствовать требованиям ВВС и по скорости, и высоте. Конструкция в целом была упрощена, с цель упрощения и удешевления производства и эксплуатации. Как пикировщик самолет не мог более применяться. Было усилено оборонительное вооружение. Причина возобновления выпуска было, то, что у Пе-2 стал кончаться ресурс на модернизацию конструкции, в то время как требовались более современные бомбардировщики.

Ту-2 (wikipedia.org)
Ту-2 (wikipedia.org)

У Ту-2 кроме лучших характеристик была в целом более передовая конструкция в целом. Это позволяла надеяться на его модернизацию в процессе послевоенного выпуска. Вдобавок пикировщики стали сходить со сцены. Значит и фактическое отсутствие возможности бомбардировки с пикирования уже не было существенным недостатком. После войны в отличие от Пе-2 выпуск Ту-2 продолжился. Машины позднего выпуска стали использоваться и в морской авиации как торпедоносцы. В 1946 году Ту-2 опять модернизировали. В том числе он приобрел функции торпедоносца. Ту-2 сменяли в частях ВВС и авиации ВМФ Пе-2, Ил-4, А-20 «Бостон». Был разработан и поставлен в производство в 1947 году самолет разведчик Ту-6 на базе Ту-2. В том же году запустили на конвейер учебно-тренировочный вариант УТБ. Ту-2 поставили в Польшу, Венгрию, Болгарию и КНР.

Ту-2 (wikipedia.org) - в музее "Войска Польского"
Ту-2 (wikipedia.org) — в музее «Войска Польского»

Китай часть своих Ту-2 передал Индонезии. Китайские Ту-2 приняли участие в Корейской войне 1950-1953 годов, в конфликтах с Тайванем в 50-х года. Их истребительная модификация производства самой КНР участвовала в перехватах американских самолетов разведчиков в 50-е гг. В СССР производство Ту-2 стали сворачивать, начиная с 1948 года, в связи с развитием реактивной авиации. Полностью его выпуск прекратили в 1950 году. В армиях СССР и в его союзниках в Восточной Европе Ту-2 и его учебные варианты служили вплоть до поступления на вооружение реактивных Ил-28 и Ту-14 в 50-е гг. Последние учебные Ту-2 сняли с вооружения в СССР в начале 60-х. В КНР Ту-2 служили дольше. Последние самолеты сняли с вооружения китайской армии в 1982 году. В КНР их подвергли небольшой модернизации в связи с недостатком штатных двигателей. На них поставили моторы HS8 производства самого Китая, бывшие копиями нашего АШ-82Т.

Ту-2 (wikipedia.org)
Ту-2 (wikipedia.org)

Техническое описание

Ту-2 представлял собой двухмоторный свободнонесущий цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом. Фюзеляж полумонокок с несущей обшивкой из дюралюминия. Отдельные детали из дерева в определенные года выпуска. Хвостовое оперение с обшивкой из дюралюминия. Крылья обшиты полотном и в отдельных места дюралюминием. Двигатель АШ-82ФН (М-82ФН) – бензиновый, воздушного охлаждения, 14-цилиндровый, по схеме двухрядной звезды, с непосредственным впрыском топлива, с двухскоростным нагнетателем и редуктором. Мощность 2 х 1850л.с. Имеется бронезащита экипажа. Бомбовая нагрузка стандартная 1000 кг. бомб, в перегруз 2000кг. бомб. Было установлено две пушки ШВАК 20мм и три пулемета УБС 12,7 мм.

Размах крыла: 18,8 м

Длина самолета: 13,7 м

Максимальная скорость на высоте: 549 км/ч.

Практический потолок: 9600м.

Дальность: 2050 км.

Источники:

Авиаколлекция, специальный выпуск №1(2) 2008 (приложение к журналу «Моделист-конструктор», Бомбардировщик Ту-2, часть 1;

Авиаколлекция, специальный выпуск №2(3) 2008 (приложение к журналу «Моделист-конструктор», Бомбардировщик Ту-2, часть 2;

http://airwar.ru/enc/bww2/tu2.html ;

Болдырев Федор 2020©

Первая публикация была в блоге: «Техника и жизнь»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *