Комбайн – робот

TORUM 785, работающий под управлением системы Агротроник Пилот 2.0. В кабине нет оператора. Фото компании Ростсельмаш.
TORUM 785, работающий под управлением системы Агротроник Пилот 2.0. В кабине нет оператора. Фото компании Ростсельмаш.

Введение

Все советское время комбайнеры были героями официальной пропаганды – запыленные и работящие истовые труженики сельского хозяйства. Почтение к ним было оправдано – эта работа была очень тяжелой и ответственной. С тех пор работа оператора комбайна стала более комфортной и гораздо более автоматизированной. К их услугам автоматические средства диагностики и облегченные условия управления, лучший комфорт в кабине, по сравнению даже с позднесоветскими комбайнами. Современные комбайны комбайнеры из 30-20гг. сочли бы пришельцами с других планет.

В 20 годы XXI века Россия вступила с очень немногими производителями сельскохозяйственной техники. Из них крупнейший – Ростсельмаш. Он выпускает технику не уступающую иностранным производителям. Как и в любом машиностроении, пока используются иностранные компоненты, но их компания из Ростова-на-Дону старается планомерно заменять узлами и агрегатами отечественной разработки и производства.

TORUM 785, работающий под управлением системы Агротроник Пилот 2.0. В кабине нет оператора. Фото компании Ростсельмаш.
TORUM 785, работающий под управлением системы Агротроник Пилот 2.0. В кабине нет оператора. Фото компании Ростсельмаш.

В 2020 году компания представила новейшее слово в сельскохозяйственной технике – комбайн с автоматизированным управлением и вождением. Он выполнен на базе модели TORUM 785. В частности, показ возможностей умного комбайна от Ростсельмаш был выполнен на выставке Агросалон 2020 в Москве в Крокус-Экспо.

Умный комбайн – «комбайн робот»

В 2020 году была официально представлена публике новая система автоматического вождения Агротроник Пилот 2.0, интегрированная в систему дистанционного мониторинга Агротроник и установленная на TORUM 785.

Экраны системы автовождения Агротроник Пилот 2.0 Фото компании Ростсельмаш
Экраны системы автовождения Агротроник Пилот 2.0 Фото компании Ростсельмаш

В отличие от Агротроник Пилот 1.0 она способна самостоятельно останавливаться перед препятствием в виде движущейся техники или перемещающегося человека. Точность позиционирования машины достигает 2,5 см. Это выше, чем в случае управления оператором. Она не только контролирует перемещение комбайна по полю, но и руководит самим процессом работы жатки, в том числе, меняя ее положение во время маневров комбайна во время полевых работ. Оператор должен контролировать только параметры обмолота. Такая эффективность обеспечивается технологиями машинного зрения, спутниковой навигации и использования системы кинематики реального времени. Последняя технология является надстройкой к спутниковой навигации. В случае сбоя системы спутниковой навигации, комбайн переходит на использование только машинного зрения. Применяется система РСМ Ночное видение, облегчающая работу ночью. Также компания Ростсельмаш создала еще несколько облегчающих труд электронных технологий. РСМ Роутер помогает рассчитать наиболее выгодные полевые маршруты. РСМ Оптимакс предназначена помочь оператору выбрать наивыгодные настройки машины. РСМ Контроль уровня не позволяет закрывать бункер при уровне его наполненности выше 25 процентов. РСМ Карта урожайности загружает на сервер Агротроник карту урожайности, которую данная система составляет на основании показания датчиков урожайности и влажности. РСМ Фейс АйДи не только предотвращает не санкционированное использование техники, но и идентифицирует также навесное и прицепное оборудование, выгрузку материалов. С такими системами труд оператора становится гораздо легче, производительнее и экономически более выгодным.

TORUM 785, работающий под управлением системы Агротроник Пилот 2.0. В кабине нет оператора. Фото компании Ростсельмаш.
TORUM 785, работающий под управлением системы Агротроник Пилот 2.0. В кабине нет оператора. Фото компании Ростсельмаш.

 

Уже сейчас компания готова применять Агротроник Пилот 2.0 на всей линейке своей самоходной технике, включая трактора. В начале 2021 года большой спектр цифровых систем Ростсельмаш, включая «Агротроник Пилот 2.0» станет доступен для клиентов, а предзаказ стартует 19 ноября этого года. Ее применение дает большие экономические выгоды. В ближайшие несколько лет планируется создание технологии автоматизированных ферм. Этот тот путь, по которому идет сельское хозяйство всего мира — превращение сельского хозяйства на всех его этапах от посева до конечного продукта в высокотехнологичную отрасль.

TORUM 785, работающий под управлением системы Агротроник Пилот 2.0. В кабине нет оператора. Фото компании Ростсельмаш.
TORUM 785, работающий под управлением системы Агротроник Пилот 2.0. В кабине нет оператора. Фото компании Ростсельмаш.

Описание TORUM 785

TORUM 785 был запущен в производство в 2018 году. Он выполнен на базе TORUM 780, хорошо зарекомендовавшего себя в сельском хозяйстве. TORUM 785 относится к роторным комбайнам и способен за час обмолотить свыше 45 т. пшеницы. Его оснастили дизельным двигателем. Этот мотор имеет рабочий объем 12,85 литров и мощность в 506 л. с. Данный силовой агрегат сертифицирован для экологических норм Stage III и хорошо «переваривает» российское топливо. Даже с полным бункером комбайн легко взбирается на холмы. В базовой версии есть система контроля расхода топлива и воздушный компрессор, а также присутствует информационно-голосовая система Adviser III и система дистанционного мониторинга «Агротроник». Дополнительно можно заказать автоматическую систему централизованной смазки и вышеупомянутые системы автоматизации работы. Для регионов, где технике приходиться работать на влажных и слабых грунтах доступны опции сменного полугусеничного хода и полного привода. TORUM 785 оснащают комфортабельной кабиной Luxury Cab второго поколения. Она имеет климат-систему, удобное кресло оператора с пневматической подвеской, зеркала заднего вида с электрорегулировкой и обогревом, холодильный отсек.

TORUM 785 (Wikipedia.org)
TORUM 785 (Wikipedia.org)

Комбайн оснастили ротором с вращающейся декой. Такая дека препятствует забиванию ротора и не требует регулировки дек в зависимости от культур. Для заграничных рынков с более строгими экологическим нормами создана и продается модификация данного комбайна — TORUM 770. На ней стоит дизель Cummins QSG 12, соответствующий экологическим нормам Stage IV. Он имеет несколько большую мощность и меньший объем, чем MTU/OM460LA, но более требователен к качеству топлива.

Таблица характеристик TORUM 785

Комбайн – робот

Федор Болдырев 2020©

История Марокко

Развалины Карфагена
Развалины Карфагена

 

Серия: История арабских стран и Израиля

Письменная история Марокко начинается с конца 2 т. до н.э. Тогда на ее побережье поселились финикийские поселенцы. Они были купцами, ремесленниками, земледельцами. В 6 веке до н.э. пунические мореплаватели прошли вокруг Марокко, когда обогнули всю Африку по заказу египетского фараона Нехо. Колонизация финикийцами (пунами) средиземноморья началась ещё до эллинской колонизации. В ходе развития финикийских колоний на побережье Африки самая величественная из них – Карфаген, стала независима и создала собственную державу в 6 веке до н.э. Она объединила все пунические поселения Северной Африки, в том числе на побережье Марокко.

Торговые пути финикийцев
Торговые пути финикийцев

Еще до появления на территории будущего Марокко финикийцев там негроидные племена. Для Геродота они были ливийцами. Римляне,же, их называли маврами. Это древние племена во 4 веке до н.э создали свою державу – Мавританию.

Гробница царей Мавритании
Гробница царей Мавритании

Она быстро стала верным союзником Рима. Независимость от него сохранялась до 40 г. н.э. когда Мавритания стала двумя провинциями Рима. Тингитанская Мавритания и Цезарейская Мавритания.

 Тингитанская Мавритания
Тингитанская Мавритания
Цезарейская Мавритания
Цезарейская Мавритания

При Риме начался процесс опустынивания некогда житницы всего западного Средиземноморья. На территориях нынешних Марокко, Алжира и Туниса, римляне пасли табуны боевых коней, вытоптавших плодородные земли с тонкими слоем плодородной почвы, и пустыня пошла на север. Несмотря на стычки Рима с непокорной частью берберов и живших южнее предками туарегов, Рим оставался владыкой Африки почти до самого конца. К тому времени мавританское население активно ассимилировалось римским и берберским. Лишь в 429 году в Африку, включая и север Марокко вторглись из Испании Вандалы и Аланы.

Королевство Вандалов и Аланов в Северной Африке
Королевство Вандалов и Аланов в Северной Африке

К 439 году ими были захвачены северные территории современных Марокко, Алжира, Туниса. Северная Африка при Вандалах экономически и культурно процветала.

Знатный вандал на мозаике конца V века. Британский музей
Знатный вандал на мозаике конца V века. Британский музей.

Но довольны ими были лишь берберы. Оседлое, культурное население городов и прилегающей сельской округи было, уже давно, сильно романизовано и мечтало уйти из-под власти «Варваров». В 534 году византийский полководец Велизарий исполнил их мечту.

Велизарий
Велизарий

На экономику Северной Африки это подействовало не лучшим образом, но дело было сделано. Лишь в 7 веке Византию сменил Халифат. Арабы почти не встретили сопротивления. Оно было лишь с стороны берберов, но не византийцев. Византийцы был слишком заняты спасением Малой Азии и своих Европейских владений.

Арабские войны времен Великих Арабских завоеваний
Арабские войны времен Великих Арабских завоеваний

Но, вскоре, берберы массово принимают ислам и становятся костяком арабских армий, вторгшихся в вестготскую Испанию. До этого они исповедовали традиционные языческие верования, разные толки христианства и иудаизм. В 8 веке нашей эры следуя еще византийской традиции укрывательства религиозных ересей в Африке на территории Марокко стали утверждаться гонимые толки ислама. Один из них  — хариджиты, создал в 772 году первое независимое исламское государство на территории Марокко – государство Мидраридов.

Государства на территории Марокко в 8-10 века нашей эры
Государства на территории Марокко в 8-10 века нашей эры

Те времена, были временем распространения этнических арабов, арабской культуры и ислама. Арабы очень улучшили местное сельское хозяйство, распространив культуры и приемы земледелия, хорошо приспособленные к здешнему сухому, склонному к опустыниванию климату и рельефу.

В 879 году на землях будущего Марокко возникло первое крупное и развитое независимое от Халифа в Багдаде государство – государство Идрисидов. При них в их столице Фесе было основан один из наиболее уважаемых в исламском мире университетов. Феские ученые богословы славятся и сейчас. Идрисиды, тоже, были еретиками-только шиитами. В 10 веке их государство пало, но возникли новые. Территория Марокко, вскоре, стало полем соперничеством между Кордовским Халифатом, из Испании, и Фатимидским из Египта. Причем Кордовский Халифат был суннитский, а Фатимидский принадлежал к ереси исмаилитов. В итоге победила местная династия Альморавидов, кочевники-туареги, по сути. Создана она была под знаменем воинственного маликитского ислама суннитского толка. Альморавиды, по мимо, прочего, представляли собой военно-религиозный орден.

Создание державы Альморавидов
Создание державы Альморавидов

Но культура оставалась у них арабской. В 1085 году они пришли и в Испанию по просьбе местных мусульман, которых теснили христиане с севера. Но их могущество было не вечно. В 1147 году оседлые берберы под знаменами династии Альмохадов, так же имевших вид религиозного ордена, разгромили Альморавидов и казнили всех Альморавидов, что им попались. Альмохады почитали учение о строгом единобожии, созданное Мухаммадом ибн Тумартом. К тому времени, Альмохады, так же были приглашены и в Испанию, спасать местных арабов от железного натиска Реконкисты. И не без успеха на первых порах. При них на территории Марокко и соседних территориях Северной Африки были расселены новые популяции арабских племен, что ускорило процесса арабизации и исламизации коренного населения Северной Африки. Хотя отдельные анклавы христианства и иудаизма среди берберов сохранились практически до современного времени. Как и ряда мусульманских сект.

Но где есть начало, там есть и конец. И конец пришел и Альмохадам. Даже отказ от еретического, по мнению исламского большинства, учения Мухамеда ибн Тумарта не спас их династию и их власть. В 1269 году их государство было окончательно уничтожено Маринидами. Мариниды, как, и их, приемники из их боковой собственной ветви Ваттасиды, не сумели сделать страну снова великой, как при Альморавидах и Альмохадах. В 16 веке Ваттасидов сменили Саадиты. При Саадитах Марокко стало могущественном государством, способном дать отпор и европейцам в лице испанцев и португальцев. В те годы, они активно пытались закрепиться в Северной Африке, включая территорию Марокко. Саадиты, чьи правители носили титул Шерифов, нанесли несколько тяжелых поражений испанцам и португальцам, вытеснив их с территории Марокко, и сумели завоевать соседние территории в современной Алжире, и к югу, вплоть до современной Гвинеи. Это было могущественное, богатое и культурное государство. Внутренние смуты привели к свержению династии Саадитов.

Марокко в 1659 году
Марокко в 1659 году

В 17 веке в Фесе утвердилась новая династия Шерифов – Алиды. Алиды на троне Марокко и по сей день. Они, как и Саадиты, считаются потомками дочери Пророка Фатимы и Али, его зятя. Первые века правления Алидов, охарактеризованы смутами, неурядицами и расцветом пиратства. Пиратству способствовало приток беженцев мусульман из захваченной христианами Испании. Именно, они, так называемые «мавры», составили костяк пиратов в прибрежных областях Марокко и соседних североафриканских территорий бассейна Средиземного моря. Но к началу 19 века пиратство стало приходить в упадок под военным давлением держав Западного Мира, включая и далекие США. Султан Мулай Абд ар-Рахман попробовал поддержать в Алжире Абд аль-Кадира, но неудачно. Франко-марокканская война 1844 года положила начало периоду постоянных уступок Марокко европейским державам и примкнувшим к ним США. В тот период кроме различных уступок в экономической и внутренней политики, были и территориальные уступки Западу. Анклавы Сеута и Мелилься остались испанским и по сей день. Требования Марокко их отдать остаются без внимания. В 1912 году был подписан Феский договор, юридически оформивший протекторат Франции надо Марокко.

Марокко в период расцвета европейского колониализма
Марокко в период расцвета европейского колониализма

Данный период длился до окончания первой мировой войны. После нее давления запада на их колонии ослабло. Начался обратный процесс- подъема освободительных движений в колониях Запада. В Марокко это ознаменовалось не только рядом восстаний в самом государстве, но войной Испании и Франции с республикой Риф на севере современного Марокко.

Республика Риф
Республика Риф
Флаг республики Риф
Флаг республики Риф

Республика Риф, основанная воинственными и храбрыми племенами Рифских гор, под руководством Абд Эль-Керима, просуществовала с 1921 по 1926 годы. Её удалось разгромить только с помощью боевых отравляющих веществ, танков и авиации. Ни первого, ни второго, ни третьего, понятно, не было у племен Рифа. Хотя им поддержку оказали Германия и Советская Россия. Но существенную помощь они оказать не могли по причинам, как географическим, так и политико-экономическим. Им самим нужно было подниматься после Первой Мировой и Гражданской войн. Военного флота, мощь, которого обеспечила бы возможность присутствия близ Марокко, не было ни у Германии, ни у Красной России. Без него помощь, наподобие помощи враждующем сторонам в Испании в 1936-1939 года была невозможна. Именно в этой войне взошла звезда генерала Франсиско Франко и его марокканских частей. Подобно французам испанцы активно использовали подразделения из туземных наёмников, Франко, тогда еще рядовой офицер, командовал частями из наёмников марокканцев. Новый этап начался после Второй Мировой Войны. В 1956 году Франция признала независимость Марокко. Вскоре после этого появилась проблема Западной Сахары в 1976 году.

Карта Западной Сахары
Карта Западной Сахары

После ухода из него Испании, Марокко сочла эту территорию своей, но с этим не согласилось местное население. Оно создало «Фронт ПОЛИСАРИО», ведший долгое время при поддержке Алжира вооружённую борьбу за независимость Западной Сахары, как она стала называться, от Марокко. Ныне большую часть бывшего Испанского Марокко, ныне Западная Сахара, занимают Марокканцы, но часть территории все-таки, контролирует Фронт ПОЛИСАРИО.

Пейзаж Западной Сахары
Пейзаж Западной Сахары

Но большая часть его сторонников обитает на территории Алжира, там же находится его органы власти и управления, как и его вооруженные формирования. Марокко сумело избежать волнений Арабской Весны, и является одним из островов стабильности в Арабском мире ныне.

Типичный город  в  Марокко
Типичный город в Марокко

Хронологическая таблица

Конец 2 т. д.э.- первые поселения финикийцев (пунов) на территории Марокко. Начало письменного периода истории Марокко.

VI век до н.э. -Приход Карфагена на территорию Марокко. Его владычество на севере Марокко.

IV век до н.э. Появление Мавританского царства. Оно под влиянием Карфагена.

III век до н.э. Попадание Мавритании в зону влияния Рима.

40 г. н.э ликвидация Мавританского царство Римом. Аннексия его территории.

429 г. Приход Вандалов. Оккупация римских владений в северо-западной Африки ими и Аланами.

534 год-гибель Вандалов. Приход Византии.

VII век приход Арабов. Начало распространения ислама.

879 год- Идрисиды

1053 год-начало завоевания Марокко и всего Магриба Альморавидами

1147 год захват власти Альмохадами

1269 год – свержение Альмохадов Маринидами

1666 год основание династии Алидов Мулаем Рашидом ибн Шерифом

1844 неудачная для Марокко Франко-марокканская война. Начало колонизации Марокко европейскими державами.

1912 год- Феский договор- зенит европейского влияния в Марокко.

1921 год начало Рифской войн.

1926 год-завершение Рифской войны.

1956 год независимость Марокко от Франции. Передача Испанского Марокко за вычетом Сеуты и Мелильи Королевству Марокко.

1976 год – начало кризиса в Западной Сахаре

Источники:

http://moroccoclub.ru/marocco/istoriya,

https://warspot.ru/12008-vedma-iz-magriba-protiv-voinov-islama,

https://warspot.ru/13267-opleuha-korolyu-alfonsu,

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%BE#%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%BE_%D0%B2_%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B5_%D0%90%D1%80%D0%B0%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%B0%D1%82%D0%B0,

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B4%D1%8B,

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%8B,

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%B4%D1%8B,

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B,

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D1%85%D0%B0%D0%B4%D1%8B,

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D1%85%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D0%B4_%D0%B8%D0%B1%D0%BD_%D0%A2%D1%83%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82,

https://books.google.ru/books?id=0K9nAgAAQBAJ&pg=PA130&lpg=PA130&dq=%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B+%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8&source=bl&ots=q_-bg_7REK&sig=ACfU3U1QV7moJXYmA1tUM47sGG_FBrBhig&hl=en&sa=X&ved=2ahUKEwiWxf7ft63mAhVJlYsKHV-DDrkQ6AEwBnoECAoQAQ#v=onepage&q=%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8&f=false,

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD_%D0%AD%D1%80-%D0%A0%D0%B8%D1%84%D0%B0,

Болдырев Федор 2019©

Первая публикация этой статьи была тут.

Боец в воздухе и космосе – МиГ-31

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/20/Выполнение_групповых_полетов_экипажами_истребителей_Миг-31_в_рамках_плана_боевой_подготовки_%28аэр.Елизово%2C_п-ов_Камчатка%29_%286%29.JPG

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/20/Выполнение_групповых_полетов_экипажами_истребителей_Миг-31_в_рамках_плана_боевой_подготовки_%28аэр.Елизово%2C_п-ов_Камчатка%29_%286%29.JPG

МиГ-31 создали для боев в воздухе, но он научился воевать и в космосе.

Его создавали перехватывать стратегические бомбардировщики и крылатые ракеты США и научили перехватывать спутники.

Его история восходит к середине 60-гг XX века, когда стало известно о разведчике SR-71 – единственному самолету США, который не удалось сбить ПВО Вьетнама. Было решено проектировать новый советский перехватчик на замену МиГ-25 и Ту-128. В основе, как это принято в ОКБ Микояна, были проверенные решения предшественника – МиГ-25. Но двигатель и электронная начинка была другая, увеличено число членов экипажа до двух. Фюзеляж, схожий с фюзеляжем МиГ-25, стал несущим, создавая порой до 25 % подъёмной силы. Шасси приспособили к базированию на грунтовых и ледовых аэродромах. На электронную начинку оказала влияние новая задача, поставленная перед МиГ-31 в начале 70 годов, – перехват крылатых ракет США. МиГ-31 стал первым самолётом в мире оснащенным РЛС с фазированной решеткой. РЛС «Заслон» видела на 300 километров и позволяла до 10 целей сопровождать и одновременно обстреливать до 4 из них. Бортовое оборудование позволяет автоматизированно обмениваться данным с самолётами ДРЛО А-50 и наводить на цели наземные средства ПВО, а также другие самолеты ПВО. На вооружение стояла уникальная 23 мм пушка ГШ-6-23М скорострельностью до 6т. выстрелов в минуту и до 7 ракет большой, средней и малой дальности.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/43/Микоян-Гуревич_МиГ-31%2C_Воронеж_-_Балтимор_RP59543.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/43/Микоян-Гуревич_МиГ-31%2C_Воронеж_-_Балтимор_RP59543.jpg

Первые серийные МиГ-31 появились в 1979 году. На вооружение приняли в 1981 году.

В 1987 году начали испытания МиГ-31Д, модификации, оснащенной противоспутниковым ракетным комплексом «Контакт». В серию данная модификация не пошла из-за распада СССР. Сейчас их снова оснащают противоспутниковым оружием.

Ныне состоит на вооружении ВКС России и Сил Воздушной Обороны Казахстана. Активно модернизируется.

Принимал участие в конфликтах в Чечне и Сирии, патрулируя воздушное пространство над театрами военных действий.

https://ru.wikipedia.org/wiki/МиГ-31#/media/Файл:MiG-31.svg
https://ru.wikipedia.org/wiki/МиГ-31#/media/Файл:MiG-31.svg

 

Тактико-технические характеристики МиГ-31

Размах крыла, м. 13.46;

Длина самолета, м 22.69;

Высота самолета, м 5.15;

Площадь крыла, м2 61.60;

Масса, кг:

пустого самолета 21820;

нормальная взлетная 41000;

максимальная взлетная 46200;

Тип двигателя 2 ТРДДФ Д-30Ф-6;

Максимальная тяга, кН

бесфорсажная 2 х 91.00;

форсажная 2 х 152.00;

Максимальная скорость, км/ч:

на высоте 17500 м 3000 (М=2.82);

на малой высоте 1500;

Боевой радиус действия, км

при полете  на сверхзвуковой скорости 720;

при полете на дозвуковой скорости 1200;

Практический потолок, м 20600;

Экипаж, чел 2;

Вооружение: одна 23-мм пушка ГШ-6-23М (260 выстрелов);

боевая нагрузка — 3000 кг;

4 УР большой дальности Р-33;

2 УР средней дальности Р-40Т и

4 УР малой дальности Р-60, Р-60М;

Источники: http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig31.html

http://www.testpilot.ru/russia/mikoyan/mig/31/d/mig31d.htm,

https://ru.wikipedia.org/wiki/МиГ-31;

Федор Болдырев 2019©

Первая публикация этой статьи была тут.

Созданный господствовать — Су-27

Су-27

источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cd/Su-27_low_pass.jpg
источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cd/Su-27_low_pass.jpg

С каждым годом Вьетнамской Войны руководству США становилось яснее и яснее, что советские истребители превосходят американские. А ведь во Вьетнам мы не поставляли самые мощные Су-15 и МиГ-25. Последний, особенно, пугал горделивых и заносчивых янки. В 1966 году был объявлен конкурс на новый истребитель – замену F-4C Phantom, который стал бы достойным соперником советских машин. В конкурсе на «тяжелый истребитель завоевания господства в воздухе» победил F-15 Eagle, очень уж похожий по компоновке на МиГ-25. Тот явно вдохновлял заморских конструкторов на создание этого действительно шедевра авиастроения — F-15 – первого серийного самолёта в мире с неустойчивой аэродинамикой. Мы не могли оставить это без ответа. Был объявлен конкурс на создание ПФИ (Перспективный фронтовой истребитель), изначально только с участием ОКБ Микояна и Яковлева, но ОКБ Павла Сухого все равно приняло участие в нём и победило. Но программа была разделена. Был создан, так же, легкий истребитель — будущий МиГ-29. О нём рассказ позже. История же разработки Су-27 оказалась сложнее, чем изначально представлялось его создателям. Когда, уже, первые установочные Су-27 стали собираться в 1979 году, оказалось что характеристики F-15 выше, чем мы считали изначально.

Первый вариант Су-27 не пошедший в серию. Источник:Автор: Mike1979 Russia - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=15527222
Первый вариант Су-27 не пошедший в серию. Источник:Автор: Mike1979 Russia — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=15527222

 

С учетом трудноустранимых особенностей конструкции первого варианта Су-27 было принято решение перепроектировать истребитель заново и притом быстро. И это удалось! 20 апреля 1981года первый серийный шедевр из семейства Су-27 поднялся в воздух. Вначале он был строжайше засекречен, но пришла «перестройка» и о шедевре советских разработчиков узнали. Салон в Фарнборо (Farnborough )1989 года был триумфом. Демонстрация фигуры высшего пилотажа «Кобра Пугачева» произвела впечатление на широкую публику, а начинка самолёта на специалистов. Его РЛС охарактеризовали на Западе: «Может увидеть Бога!». Он первый получил двигатели, рассчитанные на один ресурс с самолётом. Потом грянул распад Союза. И тут Су-27 спас своих создателей, вытянув фирму «Сухого» за счет экспортных заказов. Су-27 и его многочисленные модификации после 1991 года поставлялись в КНР, Индию, Вьетнам, Анголы, Алжир, Эфиопию, Эритрею, Индонезию и не только. Сохранялись они на вооружении и в странах постсоветского пространства. Воевали и воюют не только в небе бывшего СССР, но и в дальнем зарубежье. Идут поставки новых модификаций и в Российские ВКС, как и идёт и модернизация ещё поставленных еще во времена СССР. На базе него появились корабельный СУ-33. Его модернизации выпускаются в Индии и КНР, включая корабельный J-15,производства КНР.

Проекции Су-27. Источник: Автор: SUKHOI_Su-27_FLANKER.png: USA armyderivative work: Malyszkz (talk) - SUKHOI_Su-27_FLANKER.png, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=14981992
Проекции Су-27. Источник: Автор: SUKHOI_Su-27_FLANKER.png: USA armyderivative work: Malyszkz (talk) — SUKHOI_Su-27_FLANKER.png, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=14981992

 

Технические характеристики

Экипаж -1 чел;

Двигатели ТРДД АЛ-31Ф – 2ед.;

Скорость максимальная- 2430 км/ч;

Практический потолок- 18 000м;

Масса максимальная -28 000кг;

Размах крыла -14.70м;

Вооружение: 30 мм. пушка и до 10 ракет воздух-воздух малой и средней дальности.

Основные модификации.

Су-27П, Су-27М, Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ, Су-33, Су-33УБ, Су-34 (Су-32ФН), Су-30;

Источники: https://structure.mil.ru/structure/forces/air/weapons/aviation/more.htm?id=10365632@morfMilitaryModel,

https://ru.wikipedia.org/wiki/Су-27;

Болдырев Федор 2019©

Спасибо всем, кто прочел статью!

Первая публикация этой статьи была тут.

Су-57 -гроза «Молний» и «Тайфунов»

Серия: Боевые самолеты

История Су-57

Су-57
Су-57

Его история началась, когда Парады на Красной Площади в честь Октября 1917 еще проводились. И над СССР еще гордо веяло красное знамя с серпом и молотом.

МиГ-29
МиГ-29

Только высохла краска с первых серийных МиГ-29 и Су-27, а пора уже было проектировать новые истребители им на замену.

Ведь, мы были и есть не одиноки в мире. Звание Великой Державы подразумевает и наличие соперников. Главным и тогда были США.

Су-27
Су-27

Они в противовес Су-27 стали проектировать истребители по программе ATF (Advanced Tactical Fighter – передовой тактический истребитель). Именно в рамках программы ATF были сформулированы требования, ставшие обязательными для истребителей пятого поколения во всем мире.

 Экспериментальный YF-22
Экспериментальный YF-22

Их было две модели – YF-22 и YF-23, на тот момент.

Экспериментальный  YF-23 - часть его идей использовали при  создании на базе  YF-22 -F22A Raptor.
Экспериментальный YF-23 — часть его идей использовали при создании на базе YF-22 -F22A Raptor.

Мы, узнав, об этой программе, забеспокоились и стали по программе И-90 (Истребитель 90-х) в 1979 году проектировать истребители Су-47 и МиГ 1.44. По сути, мы начали И-90 еще до начала официального старта ATF. Проект 1.44 был детищем бюро имени Микояна и Гуревича.

МиГ 1.44
МиГ 1.44

Он также именовался МиГ 1.42 и МФИ (Многофункциональный истребитель), а в серии должен был получить индекс МиГ-35. Название «Истребитель 90-х годов» было выбрано не случайно. Именно в начале 90-х должен был по первоначальным замыслам США поступить на вооружение их ВВС истребитель F-22 Raptor, ставший победителем в программе ATF.

F-22A Raptor
F-22A Raptor

И мы хотели в противовес ему принять на вооружение наш истребитель примерно в те же сроки. Но наступили суровые 90-е. Программа истребителя пятого поколения И-90 стала падчерицей Российской Федерации. Не было ни средств на нее, ни необходимости в ее реализации. США ввиду развала ОВД (Организации Варшавского Договора) и СССР отказалась от быстрого выполнения программы F-22, да и были у них технические трудности с ним. Вдобавок была у нас сильна теория, что России не нужна ни сильная армия, ни свой ВПК. Вера в «Конец истории» была очень велика тогда во влиятельных в ельцинской России кругах. Тем не менее ОКБ Сухого и ОКБ Микояна делали свои машины, в том числе, на собственные весьма скудные средства. Су-47 (С-37) был самолетом с обратной стреловидностью. Весьма спорное решение, хотя в теории интересное.

Су-47 "Беркут"
Су-47 «Беркут»

Его удалось поднять 25 сентября 1997 года, но из-за проблемы всех самолетов с обратной стреловидностью – флаттера, он так и не стал боевым образцом. На МиГ 1.44 у ОКБ хронически не хватало средств. МиГ-29 был не столь востребован на заграничном рынке как Су-27 и его производные. Меж тем время тикало. США дорабатывало F-22A Raptor и активно проектировало F-35A Lighting-II. Обстановка за пределами нашей страны накалялась. Прошли бомбардировки Югославии. Сжималось кольцо вокруг Ирака. Сложной была обстановка с Ираном и на Корейском полуострове. А наши первые наработки по МиГ 1.42 были сделаны еще в конце 70-х годов. Уже был смысл начать заново. По приходу к власти Владимира Путина вначале активизировали разработки Су-47 и МиГ 1.44, началось создание доработанного МиГ 1.46. 29 февраля 2000 года подняли в воздух МиГ 1.44. Но в итоге, решили создать новый образец, отличный и от Су-47, и от МФИ.

Су-57
Су-57

Решение о создании Су-57 и закрытии программ создания боевых самолетов МиГ 1.44 и Су-47 «Беркут» было принято в 2002 году. Первоначальное название самолета было Т-50. Именно под таким обозначение поднялся в 2010 году его первый опытный экземпляр. Наработки полученные при создании Су-47 «Беркут» и МиГ 1.44 активно использовались при создании Су-57. В частности двигатель — АЛ-41Ф1 первоначально создавали для установки на МиГ 1.44, но в итоге он встал на Су-57. Первые проработки нового самолета ОКБ Сухого начало еще до начала его официального создания в 1999 году. Программа его создания получила официальное создание ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). В конструкции была предусмотрена в случае возможности унификация с более ранними образцами Сухого. В частности, оборудование кабины имеет общие детали с Су-35.

Су-35С - он него кроме элементов кабины взяты на данный момент многие системы вооружения Су-57.
Су-35С — от него кроме элементов кабины взяты на данный момент многие системы вооружения Су-57.

Двигатель — АЛ-41Ф1 схож с двигателем АЛ-31, установленным на Су-27 и еще больше схож с двигателем АЛ-41Ф1С от Су-35. Но по сравнению с двигателем АЛ-41Ф1С он значительно усовершенствован. Он позволяет достигать сверхзвуковой крейсерской скорости полета. Вместе с тем, с 2023 на Су-57 будет устанавливаться принципиально новый двигатель «изделие 30». АЛ-41 в его нынешнем виде применен для ускорения процесса разработки и налаживания серийного производства. ПАК ФА изначально предусматривала создание истребителя, отвечающего всем требования к истребителям пятого поколения. Этим эта программа отличается от программ создания новых самолетов на базе Су-27 и МиГ-29. Серийное производство Су-57 началось в 2019 году. Су-57 из опытной партии уже приняли участие в боевых действиях в Сирии. Потенциально Су-57 опасный соперник в бою не только для F-22 Raptor, но и для более массовых F-35 Lightning -II (Молния) и Eurofighter Typhoon (Тайфун).

 Eurofighter Typhoon (Тайфун)
Eurofighter Typhoon (Тайфун)

Предполагаются его поставки в Алжир, Индию, Перу, Вьетнам, Китай, Малайзию и другие страны. В Индии возможна его лицензионная сборка. Его экспортный вариант получил индекс Су-57Э. Его главным конкурентом на экспортных рынках считают F-35A. Но F-35A стоит менее 100 миллионов долларов, а Су-57Э стоит 34 миллиона долларов. Это дает ему большие преимущества по цене. Китайский истребитель пятого поколения J-20 Chengdu также значительно дороже своего российского аналога.

J-20 ChengduJ-20 Chengdu
F-35A Lightning -II (Молния)
F-35A Lightning — II (Молния)

Техническое описание

Самолет выполнен одноместным и двухдвигательным. По традиционной аэродинамической схеме.

Т-50- Прототип Су-57
Т-50- Прототип Су-57

Вместо использования дополнительного переднего горизонтального оперения как на некоторых других разработках ОКБ Сухого здесь использовали дополнительную отклоняемую поверхность на передней части крыла большой площади. Это позволяет упростить механизмы управления и снизить заметность для вражеских РЛС. Вопросам снижения заметности уделено большое внимание. Разработчики часто шли на снижение эффективности бортовой аппаратуры при условии снижения за счет этого заметности самолета в диапазоне волн, на которых работают РЛС обнаружения и наведения. Также уделено внимание собственным средства обнаружения противника. Самолет имеет пять РЛС, интегрированных в обшивку. Все они имеют активную фазированную решетку (АФАР), одна из них работает в L-диапазоне, хорошо подходящем для обнаружения малозаметных летательных аппаратов противника. Также самолет имеет оптико-электронную локационную станцию. Она работает преимущественно в передней полусфере самолета. Многие данные по бортовым системам самолета и характеристикам самого истребителя являются засекреченными. Возможности бортовых систем самолета позволяют его использовать как самолет РЭБ (радиоэлектронной борьбы).

Т-50 - прототип Су-57
Т-50 — прототип Су-57

Для снижения заметности применяются те же способы, что и на заграничных самолетах. Подбор внешних форм самолета взаимно поглощающих радиоотражение, специальные покрытия, поглощающие радиоволны. Разработчиками авиадвигателей Су-57, также, приняты специальные меры для уменьшения заметности в инфракрасном диапазоне. Двигатели оснащены управляемым вектором тяги в двух плоскостях. Боекомплект располагается, в том числе, и во внутренних отсеках истребителя. Самолет превосходит по размерам и Су-27 и F-22A Raptor, и не пошедший в серию МиГ 1.44. Вооружение состоит из 30мм пушки, различных управляемых ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» и управляемых авиабомб. 30 мм пушка 9-А1-4071К разработана на базе авиационной пушки истребителей МиГ-29 и Су-27. В качестве ракет «воздух-воздух» средней дальности в настоящее время используют РВВ-СД, с дальнейшей их заменой на более дальнобойные К-77М. Ракеты малой дальности «воздух-воздух» это РВВ-МД. РВВ-МД также новейшая разработка наших оружейников. Суммарное число ракет «воздух-воздух» не менее десяти единиц. Число управляемых бомб КАБ-500 доходит до восьми единиц. Также вместо них размещают управляемые ракеты «воздух-поверхность» общей массой до 4220 кг. Всего Су-57 может нести до 10 тонн полезной нагрузки различной номенклатуры. В будущем номенклатура вооружений будет обновлена за счет разработки новых систем вооружений различного назначения и типа.

Т-50 прототип Су-57
Т-50 прототип Су-57
Су-57 -гроза "Молний" и "Тайфунов"
Су-57 -гроза "Молний" и "Тайфунов"

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83-57,

https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/novyj-istrebitel-t-50/,

https://www.arms-expo.ru/news/novye-razrabotki/k-desyatiletiyu-pervogo-poleta-pakfa-su-57-eksportnyy-potentsial-su-57-28-yanvarya-2020-goda-vladimi/,

https://www.computerra.ru/251445/top-5-samyh-moshhnyh-istrebitelej/,

https://topwar.ru/9157-programma-atf-ili-pervye-shagi-pyatogo-pokoleniya.html;

Болдырев Федор 2020©

Первая «буханка»: УАЗ-450

Серия: джипы
Бортовой УАЗ-450Д. Источник: http://www.uazbuka.ru/history/img/UAZ-450D.jpg
Бортовой УАЗ-450Д. Источник: http://www.uazbuka.ru/history/img/UAZ-450D.jpg

Она была предшественником Land Rover Series IIA FC от Rover, и конкурентом ГАЗ-19 от ГАЗ.

ГАЗ-19 Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/b/b3/GAZ-19A.jpg
ГАЗ-19 Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/b/b3/GAZ-19A.jpg

Тогда нам был нужен небольшой фургон для народного хозяйства и силовых структур. То было время «оттепели» и расцвета нашего автопрома, не превзойденное до сих пор. Время надежд и ожиданий. Память о созданных в те годы советских автомобилях сильна и сейчас. «Буханка» и сейчас на слуху, и на конвейере, пусть и сильно измененная. ГАЗ-19 был только заднеприводным и не подходил силовым структурам и выбор сделали в пользу УАЗ-450. УАЗ-450, как и ГАЗ-19 был сделан на базе узлов ГАЗ-69. Кроме полного привода его выгодно отличало от конкурента вагонная компоновка, удобная в этом классе автомобилей и модная тогда в СССР. УАЗ-450 стал первой разработкой самого УАЗ, пошедшей в серию. Его производство началось в 1958 году и прекратилось в 1966 году в связи с появлением его наследника, достаточно оригинального, притом, УАЗ-452. УАЗ-452 под другими индексами выпускается и сейчас. Конечно, уже, сильно измененный, он идет корпоративным заказчикам, включая и силовиков, в естественные монополии, мелкому бизнес, и покупателям-частникам.

Автомобиль для РЖД на базе УАЗ 3909. Источник: http://www.inruscom.com/catalog/1/13
Автомобиль для РЖД на базе УАЗ 3909. Источник: http://www.inruscom.com/catalog/1/13

Технические особенности:

Автомобиль принципиально отличался от ГАЗ-69 только кузовом вагонной компоновки, шинами и подвеской. Двигатель был модернизацией мотора М-21 от ГАЗ-69 и «Победы». Этот модернизированный вариант мотора использовали при запуске в серию модернизированного ГАЗ-69М. Модернизация двигателя заключалась в увеличении его рабочего объема и мощности.

Источник: http://www.uazbuka.ru/models/uaz-450.html

Источник: http://www.uazbuka.ru/models/uaz-450.html

Технические параметры:

Длина: 4300 мм;

Масса: 1650 кг;

Двигатель: УАЗ-450, карбюраторный, бензиновый, нижнеклапанный, рядный, 4-цилиндровый; рабочий объём — 2432 см/куб; мощность — 62 л.с. при 3800 об/мин.

Колесная формула: 4х4 (были модификация 4х2);

Коробка передач: 3-ступенчатая с механическим приводом выключения сцепления (аналог от ГАЗ-69);

раздаточная коробка: 2-ступенчатая, с муфтой включения переднего моста (аналог от ГАЗ-69);

Тормозная система: барабанная, с гидравлическим приводом;

Подвеска: зависимая, рессорная с рычажно-поршневыми амортизаторами;

Ёмкость двух топливных баков: по 48 л.

Серийные модификации автомобиля: УАЗ-450 — Цельнометаллический фургон.

УАЗ-450А — Санитарный.

УАЗ-450Б — Штабной микроавтобус.

УАЗ-450В — Микроавтобус.

УАЗ-450Д — Грузовик (бортовой) с двухместной кабиной и деревянным кузовом.

УАЗ-450ИО-1 и УАЗ-450ИО-2 — Машины, предназначенные для работы в животноводстве.

УАЗ-450ЭМ — Электромобиль для Аэрофлота.

Источник: http://www.uazbuka.ru/models/uaz-450.html
Источник: http://www.uazbuka.ru/models/uaz-450.html

Также с колесной формулой 4х2:

УАЗ-451Д — бортовой автомобиль.

УАЗ-451 — фургон.

УАЗ-451А – санитарный.

Источники: http://www.uazbuka.ru/models/uaz-450.html,

http://www.gruzovikpress.ru/article/13566-retrotest-gruzovika-uaz-450d-ujel-tot-samiy-golovastik/https://ru.wikipedia.org/wiki/УАЗ-450;

Иллюстрации: с источников в сети.

Болдырев Федор 2019©

Персонализация власти в России

«Новгородское Вече» (А. П. Рябушкин, конец XIX века). Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/af/Veche_of_Novgorod.jpg
«Новгородское Вече» (А. П. Рябушкин, конец XIX века). Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/af/Veche_of_Novgorod.jpg

В России вместо институтов власти персоны власти. Это удивляет людей привыкших к институционной власти на Западе, на Дальнем Востоке, в какой-то мере, даже, на Ближнем Востоке.

Многим это не нравится, но это есть и вряд ли изменится в ближайшее время. Это особенность будто вырастает из нашей российской почвы.

Интереснее другое – откуда это пошло.

Профессор Владимир Егоров говорит о том, что в 11-13 веках в период «народной демократии» на Руси общины делегировали власть личностям из рода Рюриковичей[1].

Вот тут и следует видеть начало этой особенности нашей власти.

 Президент России Владимир Путин. Источник: http://kremlin.ru/structure/president/presidents
Президент России Владимир Путин. Источник: http://kremlin.ru/structure/president/presidents

Главным при выборе князя на княжение были его личные качества. Многое тут шло из мышления общин, очень персонифицированного. А мы оставались общинной страной еще и в период НЭП, и даже сейчас в нашем мышлении много осталось из общинной эпохи. Смена эпох не означает автоматическое отмирание всех особенностей ментальности. Поэтому вряд ли у нас, что то принципиально измениться в ближайшее время.

Царивич Дмитрий кисти М.Нестерова. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дмитрий_Углицкий#/media/Файл:1899._Tzarevich_Dmitry_by_M._Nesterov.jpg

Царивич Дмитрий кисти М.Нестерова. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дмитрий_Углицкий#/media/Файл:1899._Tzarevich_Dmitry_by_M._Nesterov.jpg

Персонифицированное отношение к власти в России ярко проявилось во время Смуты. Проявилось со стороны именно городских и сельских общин. Элита демонстрировала скорее «всемирное» отношение к фигурам и институтам власти. Это проявилось в невиданном ни до, ни после нигде в мире явлении «самозванства». Его поддерживали, в первую очередь, именно общины простолюдинов. И речь шла о фигуре конкретного человека – погибшего в Угличе в 1591 году Царевича Дмитрия.

Лжедмитрий I. источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b8/Dymitr_Samozwaniec_Otrepiew.JPG
Лжедмитрий I. источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b8/Dymitr_Samozwaniec_Otrepiew.JPG

О династии — то есть «институте» же поднимали речь элиты. Общины же были за личность или за её символ «Лжедмитрия». В конце смуты общины были за Дмитрия Пожарского и Кузьму Минина. А аристократия выбирала династию – Шуйских или Романовых, или Рюриковичей, или Шведскую, или Польскую…

Минин и Пожарский
Минин и Пожарский (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Minin_i_Pozharskiy.jpg)

Иллюстрации: на условиях «Creative Commons», с указанием источников

Болдырев Федор 2019©

[1] https://www.youtube.com/watch?v=qUR65ePPYEo

Спасибо всем, кто прочел статью!

Экологи — на службе экономики и политики

Двигатели внутреннего сгорания и одноразовая посуда – жертвы дефицита нефти и газа в ЕЭС

В ЕЭС к 2025 году, вводят новый супержёсткий стандарт, Euro-7 для автомобильного транспорта.

Автомобилям Tesla нормы Euro-7 не страшны (Источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/14/2018_Tesla_Model_S_75D.jpg)
Автомобилям Tesla нормы Euro-7 не страшны (Источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/14/2018_Tesla_Model_S_75D.jpg)

В 2021 году власти ЕЭС собираются запретить пластиковую посуду, и вводят новый ужесточенный вариант стандарта Euro-6d, для автомобилей. Совпадение дат не случайно. Все этим меры выглядят на первый взгляд проявлением экологического сектантства. Есть нечто общее в этих запретах, не считая совпадения даты: для традиционных автомобильных моторов нужны нефть или на крайний случай природный газ, как исходное сырьё для топлива. Но нефть нужна и для производства пластика. Пластиковая посуда может оказаться лишь первой ласточкой в ограничениях на продукты и изделия из пластмасс. 2021 год по прогнозам первый год, начала снижения добычи углеводородов на шельфе Норвегии – последнем месторождении углеводородов на территории ЕЭС, где удавалось наращивать их добычу последние десятилетия.

Нефтяная платформа в Северном Море - возможно добыча там скоро может прекратиться.(Источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/45/Oil_platform_in_the_North_SeaPros.jpg)
Нефтяная платформа в Северном Море — возможно добыча там скоро может прекратиться.(Источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/45/Oil_platform_in_the_North_SeaPros.jpg)
На остальных она давно падает и многие из ещё действующих мест добычи собственных углеводородов в Европе, будут закрываться в связи с исчерпанностью. Есть ещё другие месторождения углеводородов в различных регионах ЕЭС, которые, порой, даже не начинали разрабатывать. Но добыча там по причинам самого разного свойства, либо экономически невыгодна, либо социально неуместна, часто можно видеть сочетание обоих факторов. В тоже время, природных ресурсов для производства посуды из альтернативных пластику материалов в ЕЭС предостаточно. Расчёты, показывающие недостатки электромобилей перед автомобилями на ДВС, работающими на альтернативных бензину и дизельному видах топлива (метан и другие, включая водород), по реальному воздействию на окружающую среду и трату природных ресурсов во время производства и эксплуатации, верны. Но есть нюанс – электромобили позволяют сократить потребление тех невосполнимых природных ресурсов, которых не хватает на территории Евросоюза для добычи в удобной экономически и социально форме. Электричество можно генерировать, используя гидроресурсы, атомную энергетику, иногда альтернативные источники энергии. Добыча ископаемого угля тоже уменьшается, но с ним ситуация не столь печальна, на текущий отрезок времени, как с добычей углеводородов. Ресурсов для производства источников электропитания и электродвижителей в недрах Европы и близких ей по культуре и истории стран хватает.
Гидроэлектростанция в Норвегии (Источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/67/Высоконапорная_гидроэлектростанция.jpg)
Гидроэлектростанция в Норвегии (Источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/67/Высоконапорная_гидроэлектростанция.jpg)
Заодно можно, используя важность рынка Европы для многих производителей авто- и мото- техники, попробовать их вынудить перейти на массированную разработку и производство электроавтомобилей. Это позволит уменьшить влияние на мировую экономику — стран, обладателей крупных запасов жидких углеводородов, за счёт, уменьшения потребления углеводородного топлива мировым автотранспортом.
Представитель вымирающих в Европе старых, добрых классических углеводородных автомобилей Mercedes-Benz 280s, тип W116, выпускался в 1972-1980гг. (Источник фото): https://pixabay.com/photos/mercedes-benz-280s-type-w116-3374758/)
Представитель вымирающих в Европе старых, добрых классических углеводородных автомобилей Mercedes-Benz 280s, тип W116, выпускался в 1972-1980гг. (Источник фото): https://pixabay.com/photos/mercedes-benz-280s-type-w116-3374758/)

Болдырев Фёдор 2019 ©

Источники: https://www.swissinfo.ch/eng/waste-management_geneva-bans-sale-of-single-use-plastic-on-public-land/44914052https://www.route-one.net/articles/Environment/Euro_7_is_coming__But_when_,

https://en.wikipedia.org/wiki/European_emission_standards,

https://www.aecc.eu/wp-content/uploads/2018/10/181024-AECC-Statement-Post-Euro-6-VI-stakeholder-meeting.pdf,

https://vz.ru/economy/2014/5/18/687108.html,

https://www.metaltorg.ru/analytics/publication/?id=3917.

Иллюстрации: взяты из общедоступных источников на основе соблюдения условий лицензии Creative Commons.

Спасибо всем, кто прочел статью!

Наш инстаграм тут — подписывайтесь!

Раджпуты — защитники Индии родом с севера

Рави Варма. Портрет Махараны Пратапа — раджпутского предводителя XVI века. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Раджпуты#/media/Файл:RajaRaviVarma_MaharanaPratap.jpg

Рави Варма. Портрет Махараны Пратапа — раджпутского предводителя XVI века. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Раджпуты#/media/Файл:RajaRaviVarma_MaharanaPratap.jpg

Индия страна южная и знойная, но её история и люди живущее в ней связаны с севером больше, чем может показаться на первый взгляд.И это связь выражена не только нашествием ариев в II тысячелетии до н.э., пришедших с севера на полуостров Индостан. Но и позднее через территории современных Афганистана и Белуджистана на территорию нынешних Пакистана и Индии вторгались завоеватели, впоследствии, все как, один становившихся жгучими индийцами.

Читать далее «Раджпуты — защитники Индии родом с севера»

ГАЗ-3105 «Волга» — задуманная лебедем

Серия: Российские представительские автомобили

Эта машина могла быть гордостью ГАЗ, но осталась «гадким утенком».

ГАЗ-3105 "Волга"
ГАЗ-3105 «Волга»

Знаменитая ГАЗ-24 «Волга» замышлялась как машина с циклом выпуска в десять лет или около того.

ГАЗ-24 "Волга" - первых лет выпуска
ГАЗ-24 «Волга» — первых лет выпуска

Но новую модель ГАЗ-3101 в конце 70-гг. так и не запустили в серию. Фантазию и мечты инженеров ГАЗ ограничивали технологические возможности завода. А начальству было удобно «гнать план», используя старые, отработанные конструкции автомобилей. После гибели Петра Мироновича Машерова[1] на ГАЗ-13 «Чайка», начались, впрочем, подвижки на заводе. Как следствие этой аварии ГАЗ-13 сняли с производства.

ГАЗ-13 "Чайка"
ГАЗ-13 «Чайка»

Читать далее «ГАЗ-3105 «Волга» — задуманная лебедем»