Автомобили «Aurus» Новое золото российского автопрома

Aurus «Senat Limousine» в Финляндии, 18 июля 2018 года. Первый визит визит за рубеж Президента Российской Федерации с использованием нового российского лимузина.
Aurus «Senat Limousine» в Финляндии, 18 июля 2018 года. Первый визит визит за рубеж Президента Российской Федерации с использованием нового российского лимузина.

Лимузины «ЗИЛ» были гордость советской автомобильной промышленности. Единственные автомобили нашей Родины, о которых и советские шофёры-профессионалы, и автолюбители-частники говорили с придыханием – это: «Чайки» и правительственные «ЗИЛ». Замечали их и за рубежом. По-разному замечали. Противники СССР злобно и с сарказмом говорили об их внушительных размерах и прямых линиях кузовов. Остальные же: и поклонники прихода на их земли коммунизма из Страны Советов до сторонних наблюдателей Холодной Войны – выражали восхищение их размерами и величавой красотой.

Канул в лету Советский Союз и остановились конвейеры с автомобилями – гордостью страны и одним из символов «государственных мужей» в СССР. В 1992 году решили, что символы собственного могущества нам, теперь, не обязательны. Да, и дорого выпускать автомобили ручной сборки для нескольких человек в мире. Разработка нового ЗИЛ-4102 заморозили. Производство ЗИЛ-41047 угасало. Но, к чести Бориса Ельцина, надо отметить, что «ЗИЛ» не были списаны, пока хватало ресурса они возили и его и других «первых» лиц Государства, а за рубежом Президент России в 90-е годы ездил только на «ЗИЛ». Но ресурс построенных при СССР лимузинов неуклонно уменьшался и в нулевые на них лидерам Великой Державы уже нельзя было ездить. Продолжение выпуска было затруднено по причине деградации производства компонентов для него. Конструкция лимузинов «ЗИЛ» была устаревшей. Последний ЗИЛ-41047 из старых заделов был собран в 2002 году.

ЗИЛы из семейства ЗИЛ-4104 в экспозиции музея завода ЗИЛ в Москве. Индексы модификаций можно увидеть на табличках, на месте номерных знаков.
ЗИЛы из семейства ЗИЛ-4104 в экспозиции музея завода ЗИЛ в Москве. Индексы модификаций можно увидеть на табличках, на месте номерных знаков.

Необходимость создания нового правительственного автомобиля висела в воздухе. Были попытки создания такого автомобиля, на базе наработок времен СССР. В основном на базе последних вариаций ЗИЛ-4104 (ЗИЛ-41047). Самой серьезной попыткой, стало создание ЗИЛ-4112Р «Монолит»[1].

ЗИЛ-4112Р "Монолит"
ЗИЛ-4112Р «Монолит»

Его ходовой макет был представлен потенциальному заказчику в 2012 году. Разработка обошлась в 10 миллионов евро[2]. Его заявили, как новую модель, но в традициях наших лимузинов советских времен. По сути, сходство было не только в дизайне, но и в базовых конструктивных идеях, заложенных в автомобиль. Лимузин сохранил задний привод и модернизированный двигатель ЗИЛ-41047. Сам двигатель ЗИЛ-41047, по сути, был запущен в серию в 1978 году как ЗИЛ-4104 и был форсированным вариантом двигателя ЗИЛ-114 1967 года. При модернизации разработчиками ЗИЛ-4112Р заменили стоявшую на прототипе карбюраторную систему питания на многоточечный впрыск и внесли ряд других улучшений. Установили 5 ступенчатую автоматическую коробку автомат Allison 1000, производства США. При СССР на «ЗИЛ» ставили советские модернизации американских АККП. Из систем активной безопасности установили АБС и систему курсовой устойчивости. В отличии от АБС её не ставили на «ЗИЛ» разработки СССР. Задняя подвеска зависимая, рессорная. Передняя независимая торсионная. Оба узла, как и рулевое управление аналогичны агрегатам ЗИЛ-41047. Заказчик отказался от данной модели. Были попытки и реанимировать последнюю советскую разработку ЗИЛ-4102.

ЗИЛ-4102
ЗИЛ-4102

Такие попытки не имели смысла ввиду устаревшей конструкции, и ориентированности разработок времени СССР на производство в единичных экземплярах (с 1978 по 2002 года общее производство ЗИЛ-4104 с всеми модификациями составило около 200 единиц). Такое мелкосерийное производство превратило бы автомобиль в «золотой» по стоимости, а это в условиях современной экономики недопустимо. Такой подход к производству лишал, вдобавок, возможности, благотворно, повлиять на развитие технологий всего автопрома в целом. В конце 80-х, начале 90-х недовольство общественности в позднем СССР качеством легковым автомобилей и объёмом их масштабом их продаж частным лицам сыграло значительную роль в негативных тенденциях того времени. В то же время собственные лимузины для руководителей нашего государства не роскошь, а необходимость. Слова «от моего кашля в Санкт-Петербурге стреляют пушки в Европе» были реальностью за 300 лет до их произнесения «Российской Правительницей». Так было уже в XV веке в царствование «Самодержца всея Руси» Ивана Великого, деда Ивана Грозного. Велосипеды, как средство передвижение, хороши руководителям, чей кашель мало кого беспокоит.

В 2012 году в Российской Федерации началась официальная проработка создания принципиально нового лимузина для Первого Лица Государства и не только[3]. В отличии от практики, принятой у нас с появлением в 1936 году ЗИС-101, теперь решили создать единую платформу для автомобилей различного класса и назначения. Модели, включая и премиальные, должны быть доступны и частным заказчикам. Это позволит сделать проект приносящим финансовую прибыль. В 2013 году началось практическое создания целого семейства премиальных автомобилей. Семейство получило название ЕМП (Единая модульная платформа). Впоследствии на стадии НИОКР и испытаний название сменили на «Кортеж». Имя «Aurus» появилось позднее.

Разработка ЕМП было поручено ФГУП «НАМИ». Разработка велась при содействии государства в лице министерства промышленности и торговли. Государство обеспечило финансирование и решало многие организационные вопросы. Программа «Aurus» предусматривает создание на базе унифицированных узлов и агрегатов целой гаммы автомобилей, в том числе массового спроса, а также, потенциально, автомобилей коммерческого предназначения. Ввиду преемственности истории Российского государства с первых веков его существования, без исключения каких-либо его периодов, опыт советских лимузинов должен был обязательно учтен и использован. В первую очередь, интересны были для проекта дизайнерские решения ЗИС-110, фактически первого лимузина такого класса в нашей стране[4]. Создание целого семейства на базе «Aurus» позволит избежать повторение негативного советского опыта. ЗИС-101 и ЗИС-110 шли и в «Кремлевский Гараж», и в народное хозяйство и выпускались большими партиями (ЗИС-110, к примеру, выпустили 2072 единиц с 1945 по 1961 года). Начиная с ЗИЛ-111, переход на производство мелкими партиями, исключительно для ГОН, плохо сказался на качестве сборки. Для преодоления это проблемы, даже был создан в инициативном порядке  микроавтобус «Юность», на базе агрегатов ЗИЛ-111, включая двигатель и трансмиссию с АКПП. Но в массовое производство его не запустили. Мелкосерийное продолжалось с 1974 по 1994 годы и не повлияло на производство, как ожидалось по замыслу создателей. ГАЗ-13 и ГАЗ-14 собирались большими партиями, и их качество было заметно лучше. Хотя и качество ГАЗ-14 «Чайка» (с 1977 по 1988 года выпущено 1 114 единиц) уступала более раннему «ЗИМ» (с 1948 по 1960 года выпущено 21 527 единиц) , который свободно продавался и частным лицам. Именно с 60-х годов прекратился переход в конструкцию автомобилей массового спроса, передовых технических решений, активно используемых на советских лимузинах. Это было обидно, ввиду фактического равенства советских премиум-авто лучшим иностранным аналогам.

ЗИЛ-117 (Фото Наталья Болдырева специально для Tech&life 2018 ©. Благодарим музей ЗИЛ в Сокольниках за предоставленную возможность сделать снимок)
ЗИЛ-117 (Фото Наталья Болдырева  ©. Благодарим музей ЗИЛ в Сокольниках за предоставленную возможность сделать снимок)

В настоящее время, ввиду большого перерыва в проектировании автомобилей высшего класса после распада СССР, для разработки ряда узлов и компонентов, были привлечены иностранные фирмы, имеющие богатый непрерывный опыт разработки и производства автомобилей данного класса и агрегатов для них.

В ходе реализации программы имя «Кортеж» в 2018 году сменили на «Aurus» (латинское «aurum» – золото и «rus» – Россия).

В том же году НАМИ и Sollers учредили одноимённую фирму и товарный знак. На мощностях Sollers будет налажено массовое производство автомобилей «Aurus». На стадии выпуска первых мелкосерийных партий их собирают на мощностях НАМИ. НАМИ остается ответственным за дальнейшие НИОКР по созданию и развитию моделей семейства. В число моделей семейства «Aurus» намечены: лимузины Aurus-41231(SB)/41231 «Сенат», седан Aurus-4123 «Сенат», внедорожник Aurus-4124 «Комендант», микроавтобус Aurus-4125 «Арсенал», а также, купе и кабриолет. Для данных моделей предусмотрены модификации с длинной и короткой базой. Все они относятся к представительскому и высшему классу. Имена собственные моделей даны в честь башен Московского Кремля: «Сенатская, Комендантская, Арсенальная». Лимузины и микроавтобус будут производиться только по государственному заказу. Седан и внедорожник будут две версии. Версии для закупки государством будут отличаться от версии для массовой продажи. Модели для массового покупателя, с использованием элементов платформы «Aurus», намечены к выпуску под брендом УАЗ. В их числе намечен кроссовер УАЗ-3170[5] и среднетоннажный грузовик с неизвестным еще обозначением[6].

7 мая 2018 года во время церемонии инаугурации, Aurus «Senat Limousine» был в первый раз официальным лимузином Президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича.

Aurus «Senat Limousine» во время церемонии инаугурации Президента России Владимира Путина 7 мая 2018 года
Aurus «Senat Limousine» во время церемонии инаугурации Президента России Владимира Путина 7 мая 2018 года

23 мая 2018 года бренд «Aurus» был официально представлен в ходе церемонии презентации марки.

29 августа того же года Aurus «Senat» и «Aurus «Senat Limousine» были впервые представлены широкой публике на Международном Московском Автосалоне (ММАС 2018).

Экспозиция "Aurus" на ММАС 2018 (Автор: Наталья Болдырева специально для Tech&life 2018 ©.)
Экспозиция «Aurus» на ММАС 2018 (Автор: Наталья Болдырева ©.)

На 15 февраля 2019 года намечено начало официальных продаж лимузина Aurus «Senat» L700 и седана Aurus «Senat» S600»[7].

В марте это же года намечен показ автомобилей марки «Aurus» на международном автосалоне в Женеве.

На 3 февраля модели «Aurus», уже, можно было видеть на самых популярных порталах России по продаже автомобилей.

Начальная цена Aurus «Senat» S600 составляет на февраль 2019 года около 10 миллионов рублей.

Описание моделей Aurus «Senat» S600» и «Aurus «Senat» L700»

Aurus "Senat"
Aurus «Senat»

В глаза, сразу, бросается внешний, почти имперский, шик моделей. Команду разработчиков изначально было интересно использовать элементы дизайна ЗИС-110. Этот лимузин привлек внимания своей эпохой. Эпохой подвигов в боях и на производстве, быстрого развития страны, новых открытий в науке и технике, достижений во внешней политике. Но полностью воспроизвести дизайн 40-50-х годов XX века, характерный для ЗИС-110, было невозможно по причине изменений к XXI веку требований к компоновке и аэродинамике автомобилей. Поэтому сходства с «ЗИС», меньше, чем многие рассчитывали. Скорее он похож на свои современные иностранные аналоги, не уступая в дизайне. Дизайн российских премиальных автомобилей оставался принципиально схож с иностранным аналогами, даже когда, начиная сЗИЛ-114, конструкции лимузинов стали оригинальными. Однако и требования во всем мире к таким автомобилям одинаковы. Конструкция в целом разработка НАМИ. Отдельные узлы разработаны за рубежом, и там же, на начальном этапе будут частью производится. В будущем доля локализации производства компонентов «Aurus» будет увеличена. Так же, часть узлов заказаны у российский разработчиков, включая 9-ступенчатую автоматическую коробку передач КАТЕ R932, оригинальной конструкции, не схожей с аналогами других фирм. Российская фирма КАТЕ с 2004 года предлагает автоматические коробки передач с планетарными передачами, заменяющими традиционный для таких устройств гидротрансформатора[8]. Это увеличивает КПД коробки передач по сравнению с коробками, оснащёнными гидротрансформатором. Автомобиль имеет несущий кузов, силовая установка гибридная. Двигатель внутреннего сгорания комбинируется с высоковольтной электромашиной. Она разработана инженерами НАМИ. При мощности 60 л.с. она обладает крутящий момент в 440 Нм. Питание от высоковольтной батареи. Электродвигатель так же является стартером и генератором. Электромашина одна для всех моделей «Aurus». Двигателей внутреннего сгорания предусмотрено несколько типов[9]. Уже запущен в серию V-образный, 8 цилиндровый бензиновый мотор, объемом 4,4 литра, мощностью в 600 лошадиных сил и крутящим моментом в 880 Нм. Мотор оснащен битурбонаддувом с турбонагнетателями иностранного производства. В планах замена турбонагнетателей на изделия российского производства. Двигатель оснащён непосредственным впрыском Bosh. Все навесные элементы мотора оснащены цепным приводом. Система полного привода разработана при участии австрийской фирмы Magnа. В отличии от советских разработок, привод полный, постоянный. Как и принято во всем мире на автомобилях данного класса, по соображениям контроля управляемости в любых климатических условиях. В России постоянный полный привод особенно актуален, обеспечивая «Aurus» значительное преимущество над ранними моделями отечественной разработки. Передача тяги на переднюю ось через многодисковую «мокрую» муфту с электронным управлением. Приоритет по крутящему моменту по осям переменный с приоритетом на заднюю ось. Независимая подвеска на переднем и заднем мостах.

Автомобиль имеет полный набор электронных помощников. Из самых интересных: система активной помощи водителю ADAS, ABS c ESP, система электронной стабилизации, адаптивный круиз-контроль, системы автоторможения и предотвращения аварий, распознавания дорожных знаков и пешеходов, контроля «слепых» зон и рядности движения, система помощи на парковке, мобильная связь стандарта 4G LTE, и системой помощи при парковке[10]. Полный список не вижу смысла здесь приводить, думаю он будет еще расширяться в будущем, но в отличии от «Монолита», он не уступает спискам таких «помощников» на его зарубежных аналогах. Узлы и детали зарубежной разработки постепенно проходят локализацию в России.

Салон обеспечивает высокий уровень комфорта и эргономики на всех рядах сидений.

Ранее, начиная с разработок времен 60гг. XX века, условия на переднем ряду сидений, значительно уступали условия на других рядах. Что вынудило оснащать «Чайки» и «ЗИЛ» складывающейся рулевой колонкой, для удобства посадки и высадки штатного шофёра. В «Aurus» же не поскупились на комфорт для водителя и пассажира переднего ряда. Кресла переднего ряда удостоились сравнения с авиационными по удобству и комфорту. Что ж если покупатель такого седана захочет сам сесть за руль он не будет разочарован. Л.И. Брежнев заядлый любитель езды за рулем, баранке служебного «ЗИЛ» предпочитал рули западных автомобилей, подаренных ему зарубежными лидерами, с их большим комфортом на водительском месте. Климат контроль 4-зонный, подогрев всех сидений. Кузов выполнили без порогов в салоне, облегчив посадку и высадку водителя и пассажиров. В гражданском варианте крыша будет иметь панорамный люк. В варианте для государственных закупок крыша будет его лишена, ради усиления жесткости. Дополнительная жесткость корпуса нужна для установки бронезащиты в случае необходимости. Это лишь краткий обзор шика и лоска салона «Aurus».

Aurus "Senat"

Aurus «Senat»

 

 

Перспективы развития семейства «Aurus».

В настоящее время уже выпускаются лимузин Aurus «Senat Limousine» и седан Aurus «Senat». Проходит испытания и готовится к выпуску минивэн «Арсенал». Постройка первого образца внедорожника «Комендант» намечена на весну 2019 года. Вопреки первоначальным заявлениям «Комендант» будет иметь блокировку всех дифференциалов, включая межосевую и две межколёсные, думаю будет и понижающая передача. Также разрабатывается унифицированная гамма бензиновых двигателей, а также дизельный мотор. В её число кроме уже существующего на серийных машинах мотора мощностью 600 л.с войдет: самый мощный двигатель объёмом 6,6 л и мощностью 850 л.с, имеющий 12 цилиндров расположенных V-образно, с системой сдвоенного битурбонаддува (4 турбина, каждая на 3 цилиндра), более слабый рядный мотор с 4 цилиндрами, объемом 2,2 литра, одним турбонагнетателем и мощностью в 250 л. с. В будущем на базе последнего варианта запланирована разработка атмосферного двигателя с прямым впрыском меньшей мощностью. Двигатель 6,6 литра уже установлен на президентский лимузин Aurus-41231SB. Так же разрабатывается 6 цилиндровый, V – образным расположением цилиндров дизельный двигатель. Его запуск в серию намечен в 2021 году. Все бензиновые двигатели разрабатываются самостоятельно НАМИ с использованием рабочей части от двигателя V-8 «Aurus», а именно: цилиндро-поршневой группы, газораспределительного механизма, форсунок и свечей. Эти узлы будут единым для всех бензиновых моторов семейства «Aurus». Два старших бензиновых двигателя будут ставиться на лимузин и седан. На президентскую модификацию лимузина ставится только мотор V12. Двигатель V8 будет устанавливаться и на внедорожник, и на минивэн. Рядный бензиновый мотор будет стоять на минивэнах. Дизель предназначен исключительно для внедорожника. Возможно, появления еще ряда двигателей, включая авиационный.[11]

Намечено к 2020 году запустить сборку на конвейере с выпуском 5000 автомобилей ежегодно, с последующим наращиванием до 8800 единиц в год. Намечены поставки автомобилей семейства «Aurus» иностранным заказчиками.

Заключение

Автомобильная промышленность в значительной определяет лицо всей национальной экономики, ввиду её влияния на множество смежных отраслей промышленности и науки. Технологический подъём автомобильной отрасли в состоянии создать цепную реакцию во многих отраслях Российской экономики. В других странах передовые технологии, создания автомобилей, развиваются как правило за счет создания гоночных автомобилей Формулы-1 и им подобным. У нас нет традиции создания таких автомобилей. И нет практической потребности именно в них. Создание линейки премиальных автомобилей, будет удачным решением данной проблемы. Особенно, с учетом, использования, технологий бренда «Aurus» в более бюджетных и массовых автомобилях. Новый кроссовер и среднетоннажных грузовик УАЗ уже заявлены. Возможно, будут ещё подобные модели на базе проекта «Aurus».

Основные характеристики “Aurus Senat”

Длина: 5630мм.;

Ширина:2000мм.;

Высота: 1685мм.;

Колесная база: 3300мм.;

Клиренс: 200мм.;

Вес: 2740 кг.;

Силовая установка: гибридная;

Двигатель внутреннего сгорания: бензиновый, с турбонаддувом;

Мощность ДВС: 600л.с

Объём: 4400 см³;

Число цилиндров: 8, V-образное расположение.

Впрыск топлива: непосредственный;

Топливо: АИ-98

Электромашина: высоковольтная;

Мощность электромашины: 60 л.с.

Трансмиссия: постоянный полный привод (AWD);

Коробка передач: автоматическая, 9-ступенчатая, переключения за счет планетарных передач.;

Подвеска: независимая, с пневмоэлементами на всех осях.

Тормозная система: дисковые, вентилируемые на всех осях.

Максимальная скорость: 250 км/ч.;

Разгон до 100км/ч.: 6,0 секунд;

Средний расход топлива: 15 литров;

Болдырев Федор февраль 2019 ©

Использованные иллюстрации: Наталья Болдырева специально для Tech&life 2018 ©, и фото взятые на условиях Creative Commons.

Список использованных источников совпадает со списком примечаний к тексту:

[1] https://www.zr.ru/content/articles/487168-zil-4112r_zil_zilych/

[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/ЗИЛ-4112Р

[3] https://ru.wikipedia.org/wiki/Aurus

[4] https://www.vedomosti.ru/lifestyle/characters/2018/08/30/779487-inzhener-aurus

[5] https://www.avtovzglyad.ru/avto/krossovery/2018-06-29-kompaktnyj-krossover-uaz-3170-poluchit-platformu-proekta-kortezh/

[6] https://autoreview.ru/news/brend-aurus-predstavlen-oficial-no-planov-gromad-e

[7] https://autoreview.ru/news/priem-zakazov-na-avtomobili-aurus-nachnetsya-15-fevralya?

[8] https://news.drom.ru/60489.html

[9] https://autoreview.ru/articles/v-zerkale-zadnego-vida/gorshki_i_bogi

[10] https://fastmb.ru/testdrive/3011-obzor-aurus-senat-2018-2019-tehnicheskie-harakteristiki-i-foto.html

[11] https://www.autonews.ru/news/5bc5a37f9a7947d2eec1799b

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *