F-2 – Страж Японии



F-2A (Wikipedia.org)
F-2A (Wikipedia.org)

Введение

В начале 80гг. прошлого века во всем мире на смену реактивным истребителям второго и третьего поколения стало проходить четвертое. Задумалась о смене своего авиапарка и Япония. К тому времени она уже имела опыт производства F-1(подрбонее о нем тут). F-1 был красив, но не слишком удачен. Но главную свою задачу он выполнил- страна восходящего солнца показала свою возможность к производству и созданию боевой реактивной авиации. К тому времени Япония была на гребне своих экономических и технологических успехов. В США всерьез многие боялись японского «экономического чуда», как угрожающего американской экономики и американскому бизнесу. Естественно, Япония захотела сделать свой новый истребитель с передовыми техническими решениями. Работы начались в 1985 году. Главным подрядчиком, как и в случае с F-1 была Mitsubishi Heavy Industries, создатель во Вторую Мировую легендарного «Зеро».

Работы шли свои чередом, но США забеспокоилось. Независимость Японии от США в военной сфере ей была ни к чему. Вдобавок японцы поняли, что возможны научно-технические проблемы преодолеть, которые будет очень затратно. Да и не факт, что было бы это возможно, судя по истории с недавним созданием гражданского Mitsubishi Regional Jet (MRJ), формального аналога нашего «Супер Джета». В итоге в 1987 году работы по самолету было уже названого FS-X были прекращены. Вместо него в 1990 году началась совместная с США разработка F-2. Истребитель создавали для завоевания господства в воздухе, нанесения ударов по кораблям противника и для непосредственной поддержки войск на суше.

F-2B в полете (Wikipedia.org)
F-2B в полете (Wikipedia.org)

Создание

В основу конструкции был решено положить один из современных на тот момент американских истребителей четвертого поколения. Поскольку одной из главных задач были действия надо морем, сначала склонялись к двухдвигательным F-15 или F/A-18. Но в процессе работы сделали выбор в пользу экспериментального варианта F-16 Fighting Falcon – модернизированного F-16 Agile Falcon. Agile Falcon создавался как альтернатива программе ATF и поэтому главной целью изменений был резкое повышение маневренности для повышения шансов победы в бою над МИГ-29(подробнее о нем тут) и Су-27(подробнее о нем тут). Ради этого на Agile Falcon увеличили площадь крыла, что снизило удельную нагрузку на него. А это ведет к улучшению маневренности. Япония также планировала F-2 в качестве противовеса советским МиГ-29 и Су-27.

Ради этого на Agile Falcon увеличили площадь крыла, что снизило удельную нагрузку на него. А это ведет к улучшению маневренности. Япония также планировала F-2 в качестве противовеса советским МиГ-29 и Су-27. Поэтому выбор был очевиден. Вместе с тем в конструкцию были внесены значительные изменения. Изменения в планере позволили как увеличить радиус полета ради действий над морем, так и обеспечить возможность базирования на прямых участках автострад. Но самые значительные изменения протерпело бортовое оборудование. Оно почти полностью японское и значительно превосходило прототип. Также был поставлен другой двигатель, правда, американской разработки, но его сборка и выпуск большей части комплектующих был наложен в самой Японии. Первый полет самолет совершил 7 октября 1995 года. Был принят на вооружение в 2000 году. Производство продолжалось до 2011 года.

Сравнение F-16 и F-2 (Wikipedia.org)
Сравнение F-16 и F-2 (Wikipedia.org)

Описание

F-2 выполнен однодвигательным, по традиционной аэродинамической схеме, с однокилевым оперением. Для снижение радиолокационной заметности использовано специальные радиопоглощающие покрытие. Самолет значительно больше F-16(подробнее о нем тут) по своим размерам. Больше и фюзеляж, и крыло, и хвостовое оперение. Крыло спроектировано полностью иначе. Благодаря этому достигнута меньшая удельная нагрузка на крыло и тем самым достигнута большая маневренность. Крыло имеют более сложную и эффективную механизацию передней кромки, чем у американского предка самолета. Это улучшило взлетно-посадочные качества самолета. Более широко, чем у F-16 используется композиты и титановые сплавы разработки Японии.

Различие F-16 и F-2 (Wikipedia.org)
Различие F-16 и F-2 (Wikipedia.org)

Как и радиопоглощающее покрытие, замечу. В целом истребитель был создан и производился в основном силами японской промышленности и науки. Самолет стал первым в мире из взятых на вооружение с РЛС с активной фазированной решеткой. F-2 поступил на вооружение в 2000году. А американский F-22(подробнее о нем тут) только в 2005 году. Правда, характеристики базового локатора F-16 не очень выдающиеся. Бортовой компьютер «японца» позволяет не только автоматизировать взлет-посадку, но и выполнения фигур высшего пилотажа. Самолет получил двигатель F110-GE-129, аналогично поздним версиям F-16.

F110-GE (Wikipedia.org)
F110-GE (Wikipedia.org)

Вооружение включает в себя 20мм шестиствольную пушку, управляемые ракеты «воздух-воздух» малой и средней дальности, японской и американской разработки, противокорабельные крылатые ракеты японской разработки, управляемые бомбы японской разработки, а также неуправляемые ракеты и бомбы. В процессе производства в конструкцию вносились изменения, направленные на улучшения возможностей бортового радиоэлектронного оборудования, и придания возможностей для применения новейших японских ракет «воздух-воздух» средней дальности.

Ракета "воздух-воздух" AAM-4 средней дальности - Япония (Wikipedia.org)
Ракета «воздух-воздух» AAM-4 средней дальности — Япония (Wikipedia.org)

Самолет выпускался в одноместной боевой модификации F-2A и двухместной учебной-боевой F-2B.

Летно-технические характеристики F-2A и F-16С Block 40

Заключение

Да, Япония не смогла создать полностью свой боевой истребитель. Но в целом F-2 имеет больший коэффициент локализации, чем более ранний F-1. В отличии от F-1 он является вполне удачным боевым самолетам, не уступающим на момент появления своим аналогам за рубежом и вдобавок имеющим и собственные особенности. Эти особенности сделаны под условия самой Японии. При его создании японцы получили бесценный опыт.

F-2A в полете (Wikipedia.org)

Источники:

https://sitekid.ru/izobreteniya_i_tehnika/aviaciya/istrebitel-bombardirovcshik_mitsubishi_f-2_yaponiya.html, https://topwar.ru/98473-semeystvo-yaponskih-f-2a-obretet-vtoroe-dyhanie-o-modernizacii-luchshey-suschestvuyuschey-versii-falkona.html, http://www.airwar.ru/enc/fighter/fsx.html,

Федор Болдырев 2021©

Первая публикация была в блоге «Техника и жизнь» в 2021 году.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *